Как рассказал археолог Арнольдо Гонсалес, вероятно, гробница и пирамида были намеренно были построены между 683 и 702 годами н. э. над водным источником во время весны. По замыслу древних майя, по водному туннелю душа Пакаля из усыпальницы путешествовала в потусторонний мир, сообщает Моя Планета со ссылкой на The Guardian.

Раскопки в Паленке начались в 2012 году после того, как археологи заметили при помощи георадара пустоты под землей на всей территории пирамиды. Опасаясь, что древнее сооружение может рухнуть, они раскопали один участок и наткнулись на три слоя тщательно установленных каменных блоков, которые, как выяснилось, были “крышей” туннеля шириной и высотой около 60 см.

Похожий туннель ранее был обнаружен недалеко от Мехико в Теотиуакане. “В обоих случаях присутствует вода. Возможно, ей придавали аллегорический смысл, согласно которому цикл жизни ею начинается и заканчивается”, — отметил Педро Санчес, глава кафедры археологии Национального института антропологии и истории Мексики.

Внимание специалистов в Паленке было сосредоточено на саркофаге, украшенном резьбой, в котором покоился Пакаль. Некоторые из археологов ошибочно полагали, что на саркофаге изображен правитель майя, сидящий в космическом корабле. Гонсалес пояснил, что надпись, начертанная на гробнице, гласит: “Бог приведет мертвых в подземный мир, погрузит их в воду, так что там они будут приняты”.

Другими словами, Пакаль не улетел в космос, а спустился в водосток. “Нет ничего общего с космическими кораблями”, — заключил Гонсалес.