Еще пару десятилетий назад туристы частенько тайком вырисовывали “здесь был Вася” на многих памятниках и достопримечательностях. Они рисовали, а муниципальные власти тщательно все стирали. Это был такой своеобразный круговорот надписей в особо притягательных туристических местах. Как же еще можно было показать всему миру, что именно я и именно здесь когда-то ходил, стоял, отдыхал?!

От Кука до ног на фотографиях

И если мировой общественности доказать свое пребывание у определенного объекта можно было с помощью такой надписи, то со временем удивить семью и друзей стало возможным коллекцией магнитов, купленных на память в сувенирных лавках. Керамические, стеклянные, бумажные, пластмассовые, глиняные мини-изображения городов и стран стали покрывать дверцы холодильников, показывая насколько разнообразна жизнь их владельцев, побывавших и в Париже (вон тот магнитик второй справа в 9 ряду) и в Японии (цветущая сакура между Лондонский глазом и Римским колизеем!), и в Москве (здесь местные мастера умудрялись на кусочке 10 на 10 см уместить и храм Василия Блаженного, и Ленина с Распутиным, и Воробьевы горы).

Но сегодня, в эпоху передовых технологий и всемирной компьютеризации, эти способы постепенно канули в Лету. Намного проще сделать чек-ин в аэропорту с какой-то завлекательной надписью а-ля “море ждет!” или разместить в соцсетях интригующую фотографию ног с подписью “а океан сегодня тихий”. И весь мир (ну или по крайней мере его небольшая часть) в курсе вашего отдыха.

Но так было не всегда. Конечно, люди путешествовали еще и в древности, но об организованном туризме можно говорить с XIX века, когда в 1841 году 33-летний фанатичный борец с пьянством Томас Кук из английского города Маркет-Харбор организовал поездку по железной дороге для 570 рабочих на собрание сторонников трезвого образа жизни.

Обозначив место, время и продолжительность путешествия, он назначил фиксированную плату в 1 шиллинг с каждого участника. Мероприятие прошло настолько успешно, что Томас Кук на этом не остановился: “безалкогольные путешествия” с питанием, развлечениями и ознакомительной экскурсией были организованы сначала в Ливерпуть и Лондон, а затем уже и за пределы Англии.

Преследуя исключительно благие цели и основываясь на любопытстве людей, этот человек, сам того не ведая, заложил основные принципы массового туризма, которые сегодня, в эпоху глобализации, рушат все преграды, сокращают расстояния, объединяют культуры и упрощают нашу жизнь. А Томас Кук — это уже не просто имя основателя туристической отрасли, а всемирно известный бренд, одна из самых влиятельных турфирм, которая ежедневно продает немыслимое количество турпакетов в разные страны мира.

Ложка дегтя в бочке меда

Со времен Кука туризм сделал огромный скачок в развитии. Согласно данным Всемирной Организации туризма, в 2015 году поездку заграницу совершили 1 184 млн человек. Путешествовать сегодня намного проще, чем во времена наших бабушек и дедушек: мы легко, не выходя из дома, можем купить билет на самолет, поезд, корабль или автобус и уехать в совершенно другую страну. Наш отдых не ограничивается уже фразой “в Сочи хоть раз в жизни отдыхает каждый человек“.

Мы можем покорять Эверест, лежать на бархатистом песке пляжей острова Бали, изучать фрески Ватикана, гулять по набережной Невы. Там, где когда-то была нетронутая природа или забытые богом небольшие деревушки, устроены развлекательные центры, построены гостиничные комплексы, открыты дискотеки, СПА-центры и аквапарки. Кажется, нет уже на земле такого места, где не побывал бы человек.

Ежедневно тысячи туристов, обвешанных чемоданами или налегке, с путеводителями и без, в мечтах об all inclusive или тихом отдыхе вдали от цивилизации устремляются навстречу новым путешествиям и открытиям. И все бы хорошо, если бы не политика…

К сожалению, современный туризм напрямую связан с политическими и экономическими процессами. Государства могут строго диктовать “с кем мы дружим, а с кем нет. К кому можно ездить, а от кого стоит воздержаться”. Военные конфликты, политические баталии, экономические санкции — все это мешает развиваться туризму как независимой сфере, а также лишает возможности познакомиться с интереснейшими уголками нашей планеты.

За последний год особенно явно это заметно на примере Турции и Египта, чьи экономики несут значительные потери из-за кризиса в туристической области. К примеру, после попытки военного переворота в Турции в июле этого года, национальный авиаперевозчик Turkish Airlines потерял около 25% всех бронирований. Для турецкой туриндустрии, которая еще не оправилась от потери российского сегмента, это был очередной удар. Несмотря на то, что ситуация в стране уже стабилизировалась, люди возвращаются к обычному темпу жизни, а в главном аэропорту Стамбула, словно высмеивая произошедшие события, пароль для бесплатного интернета — “15 июля” (попытка военного переворота в Турции началась в ночь с 15 на 16 июля — прим. автора), гостиницы, экскурсионные бюро, туристические фирмы по-прежнему жалуются на отсутствие массового туриста.

Туризм сегодня — это бизнес международного масштаба, который приносит миллионные доходы. А за доходы надо бороться. Так, например, даже в охваченной войной Сирии для особо безбашенных туристов устраивают “экскурсии на территории халифата”. И смельчаки есть! Неизвестно, правда, соответствует ли количество приезжающих на такие туры количеству уезжающих после, но туристы едут.

Нас тут не любят!

Эстонцы медленные, итальянцы любвеобильны, французы высокомерны, русские — медведь, водка, балалайка… Сколько же стереотипов о народах и странах существует в мире! Но на самом деле, многие из них далеки от реальности.

Стоит только приехать в какую-то страну, окунуться в местную культуру, прочувствовать традиции и обычаи, как отчетливо можно понять, что не все существующие стереотипы основываются на истине. Если путешественник изначально настроен на положительные эмоции и впечатления, то он непременно сделает массу новых открытий — страна покажется ему с совершенно другой стороны.

Но если настроение не заладилось с самого начала, если украли кошелек/нахамили/обманули, то отпечаток сложившейся ситуации скажется на всем путешествии и на дальнейших, не самых приятных ассоциациях с этим местом. А ведь про ваше мнение узнают ваши родственники, друзья, коллеги по работе. Через них отголоски вашего отношения к той или иной стране будут встречаться в рассказах “А говорят, там….”. А потом местные жители будут только удивляться всевозможным стереотипам, выдумкам и небылицам, которые придумывают туристы.

История первая. Личная.

- Здравствуйте, я турист N, хочу купить у вас экскурсионный тур в Таллинн. Можно ли заказать индивидуальный трансфер из аэропорта?
- Конечно. Но есть более дешевая альтернатива — вы всегда можете легко взять такси или даже поехать на общественном автобусе, который идет от аэропорта в центр города.
- Ой, нет, спасибо. Я слышал про ваших таксистов. Они россиян грабят или специально отвозят на окраину и там бросают. А в ваших автобусах все хамят, когда слышат русскую речь, и никто не подскажет, где выходить.
- Простите, а вы у нас бывали уже?
- Нет, я первый раз лечу. Но я много слышал!

По роду своей деятельности постоянно приходится сталкиваться с российскими туристами, приезжающими на отдых в Прибалтику. Большинство из них оказываются очень приятными людьми, которые с огромным интересом и уважением относятся к нашей стране. Они ходят по музеям, сидят вечерами в кофейнях, забираются на смотровую площадку церкви Святого Олафа, прогуливаются по набережной у Русалки, покоряют местный транспорт, чтобы добраться до Раквере, Тарту или Пярну.

Их восторги по поводу наших природных красот, порядка, чистоты, менталитета, инфраструктуры и прочих благ вызывают невероятное чувство гордости за страну, где я живу. Да, у нас, как у любого государства, есть свои проблемы. Но зачем рассказывать туристам, приехавшим в Таллинн на два-три дня, о всем негативном, что здесь тоже, естественно, бывает?! За это время надо успеть не просто познакомить с местной историей, культурой, традициями, но и постараться влюбить туристов в нашу страну, чтоб вернувшись домой, открыв бутылочку “Вана Таллинна”, выложив на стол калевские конфеты, они вспоминали свое путешествие только с положительной стороны.

Но бывает и по-другому. Случается, что уже при первой встрече тебя спрашивают: “А у вас к русским плохо относятся?”. Сначала ты думаешь, что это вопрос, но потом понимаешь, что это совсем не вопрос, а утверждение. И как ты не старайся уйти от политики, путешественнику интересны исключительно негативные стороны местной жизни.

И вот ходишь ты с ним по Старому городу, показываешь средневековые здания, рассказываешь красивые легенды, а он: “А где у вас натовские военные в городе отдыхают? А правда, что они русских бьют? Говорят, у вас молодых мальчишек ночью силой забирают из домов и отправляют в горячие точки под эгидой НАТО?”. Ты один раз говоришь “нет”, второй раз напоминаешь, что XXI век на дворе и “а вот это Старый Тоомас на шпиле”, а на тридцатый раз сдаешься и “рассказываешь”, что “да, конечно же, сидят по вечерам натовские военные в штатском в таллиннских барах, устраивают проверки документов… и не дай Бог окажется российский гражданин — его сразу в горячие точки!”. И в этот момент лицо такого туриста оживляется.

Ах, они злодеи! или Никогда не говори “никогда”!

После вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года политическая обстановка между Россией и Грузией обострилась. Разрыв дипломатических отношений, отмена авиасообщения, запрет на импорт товаров, введение визового режима подставило под удар туристическую отрасль Грузии. Российские туроператоры массово аннулировали путевки и предлагали поменять грузинское направление, например, на соседнюю Армению.

СМИ то и дело предупреждали туристов о бандитизме, разгуле преступности, плохом отношении к русским и тд и тп. Дело дошло даже до того, что знаменитую минеральную воду Боржоми признали не просто невкусной, а даже вредной. Но политика политикой, а старые улочки Тбилиси, величественный Казбек, ласковый Батуми, ароматные вина и непревзойденная грузинская кухня по-прежнему манили путешественников, несмотря на всю политпропаганду.

С пересадками, обходными путями, но шаг за шагом туристический поток из России все-равно шел, а через несколько месяцев наметился даже устойчивый рост. Сегодня, спустя 8 лет, Грузия является одним из популярнейших направлений среди россиян (да и не только!).

Туристические порталы, ранее писавшие “ах, как страшно в Грузии” пестрят яркими, красочными фотографиями самых живописных грузинских мест. Туроператоры предлагают огромное количество всевозможных экскурсионных программ. А в мировых рейтингах страна входит в первую пятерку самых безопасных стран! Отдыхать в Грузии сегодня модно и очень популярно, а те, кто 8 лет назад клялся и божился никогда не иметь ничего общего с грузинами, теперь спокойно попивают вкуснейшее вино где-то в Сванетии или Сигнахи. Пример Грузии как нельзя лучше подходит под фразу “никогда не говори “никогда” — кто знает, может через 10 лет мы все будем стоять в очереди за туристическими путевками в Киев…

История вторая. Личная.

Конец августа 2014 года. Кажется, что люди позабыли про все иные проблемы в жизни и только и делают, что активно обсуждают “бандеровцев”, “Крымнаш” и “бей хохлов, спасай Россию”. Телевизор включить нельзя, радио тоже. Люди, которые десятилетиями вместе ели украинское сало под задушевные русские песни, теперь обливают друг друга грязью в социальных сетях и на интернет-порталах. То и дело читаешь: “дружбе конец”, “враги навсегда” и “мы к вам больше ни ногой”. Кажется, что мир сошел с ума, по крайней мере, та 1/6 суши, которая когда-то входила в состав одной страны. Так и хотелось тогда крикнуть “Люди, ау, очнитесь и займитесь чем-то более полезным”.

И вот в это самое время, несмотря на все эти возгласы, несмотря на ужас в глазах родственников и рассказы, как меня там на каждой площади обязательно сначала убьют, потом сожгут, а над пеплом моим будут долго глумиться, я еду на Украину. И даже не в Киев, а на Западную Украину — сначала в Карпаты, а потом во Львов.

У меня нет там родственников, я не знаю украинского языка, я не ношу вышиванку или футболку с трезубцем и тем более, я никому не говорю, что я из Эстонии. Я — типичный путешественник, у которого из портфеля торчит русскоязычный путеводитель “Моя Украина”.

За четыре дня мне НИ РАЗУ не нахамили, НИ РАЗУ никто не прищурил даже глаза, когда я спрашивала (на чистом русском языке без украинского акцента) как пройти/проехать до какого-то места, НИКТО не держал топор за пазухой, и уж тем более НИКТО не попытался со мной что-то сделать плохое. Казалось, то, что я вижу воочию и то, что показывают по телевизору — это РАЗНЫЕ миры и люди в них РАЗНЫЕ! Мои люди мне улыбались, показывали как идти, советовали более вкусную кондитерскую…говорили и на русском и на украинском.

В 5 часов утра молодой парень, дежурный по станции провинциального городка Сарны, узнав, что приехала я в их тмутаракань ради какого-то ретро-поезда, который отходит через полчаса от соседней станции Антоновка, вызвонил знакомого таксиста. Тот отвез меня до одной из немногих функционирующих в Европе узкоколеек начала XX века и всю дорогу удивлялся, что это кого-то еще интересует. И ни слова про политику!

Есть что-то от головы? Да, путешествия!

Известный французский романист и литературный критик Анатоль Франс однажды сказал: “Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома”. Этой фразе уже больше ста лет, но и сегодня, в начале XXI века, она как никогда актуальна.

Путешествия затягивают, они дают нам уникальную возможность узнать другой мир и другую культуру, помирить народы и страны, обогатить заброшенные уголки нашей планеты. Ведь только путешествуя, мы видим мир, который тысячелетиями создавался для того, чтобы им восхищались. И неважно, сколько магнитиков будет висеть на холодильнике, будет ли ваше имя красоваться на доме Джульетты в Вероне, будет ли выставленная вами в социальных сетях фотография сделана у Средиземного моря или в живописном лесу острова Сааремаа, главное, чтобы ваши путешествия принесли вам только массу положительных эмоций и впечатлений. Ведь путешествие — это маленькая жизнь!

Поделиться
Комментарии