Племена из филиппинских Кордильер, объединенные общим названием игороты (игорот — в переводе “человек с гор”, “горец”), известны прежде всего своим страшным ритуалом отрубания голов у себе подобных. Зачем они это делали? Обладание головой врага давало возможность приобрести магическую силу, говорило о храбрости и мужестве воина. Так игороты просили обильного урожая и улучшения здоровья, изобилия в охоте и рыбалке.

Впрочем, колонизация и глобализация не прошли для игоротов бесследно. Сейчас любители человечьих черепов — христиане, по крайней мере на бумаге. Хотя охота за головами до сих пор присутствует в их жизни, в качестве главного артефакта выступает теперь голова деревянная. Последняя трофейная голова была отрезана здесь в конце 70-х годов XX века.

Войны обычно начинались из-за того, что член одного из племен приносил домой трофей — голову жителя соседней общины. После этого племенные лидеры отправляли переговорщиков, которые обговаривали компенсацию, и, если договоренность достигалась, между племенами подтверждался мир. Если договориться не удалось, начиналась война и длилась она… полчаса-час, иногда — несколько дней. В ход шли копья, камни, ножи. Если сбитому с ног воину вовремя не помогли соплеменники, он терял голову в прямом смысле слова. С появлением огнестрельного оружия количество жертв межплеменных войн только увеличилось.

Впрочем, скоро на территории игоротов пришел другой враг. Колонизация с мечом прошлась по обеим Америкам, не пощадила и Юго-Восточную Азию. Филиппины сопротивлялись иностранцам на протяжении четырех столетий. Сначала сюда пришли испанцы. После — выкупившие Филиппины американцы. Как и предшественникам, им были нужны только природные богатства: земли игоротов были полны золота и древесины.

После 40 лет американизации настала очередь японской имперской армии. Игороты присоединились к войне против японцев и выступали в 66-м пехотном батальоне армии Содружества Филиппин. Они были свирепы и беспощадны в бою, и, хотя это было строго-настрого запрещено уставом и специальными приказами, многие воины изредка забывали о них и продолжали следовать своей традиции — отрубали головы японским солдатам.

Сейчас игороты — христиане. Немного язычники. Занимаются земледелием, охотятся, рыбачат… Показываем редкие кадры из жизни племени.

Рисовые террасы в Банаве занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены они были предками современных жителей провинции Ифугао более 2000 лет назад. До сих пор террасы поддерживаются в отличном состоянии и каждый год засеиваются особым горным сиреневым рисом, который растет только здесь.

Ифугао в национальном костюме. Кстати, именно ифугао были одними из самых кровожадных воинов из всех игоротов.

Игороты провинции Ифугао — одни из немногих жителей Филиппин, которые постоянно употребляют “нга-нга” — бетель. Точнее, орех арека, листья бетеля (часто с табаком) и раздробленные раковины, которые последнее время заменяются простым мелом.

Традиционный амулет игоротов, в котором могут использоваться как зубы животных, так и целые челюсти или даже черепа.

Традиционный ткацкий станок обеспечивает средствами к существованию целый ряд различных сообществ в Кордильерах. Эта женщина-ифугао в своем доме производит традиционную ткань. Готовая продукция будет реализована непосредственно в Банаве или отправится в Багио — один из крупнейших городов страны, тоже расположенный в горах.

Приготовление мяса в провинции Калинга. Так как здесь очень немного холодильников, то мясо только что убитых свиней и буйволов хранить негде. Именно поэтому его готовят сразу, после чего распределяют среди нескольких семей. Варят мясо на открытом огне в огромных тазах.

Пока мясо варится, взрослые мужчины распивают дешевый джин, закусывая его свежим свиным жиром с солью. Игороты его не засаливают, а просто макают в соль.

Центральная Кордильера — это крупнейшая на Филиппинах горная система с максимальной высотой почти 3 км! Здесь растет огромное количество сосен, а благодаря более прохладному климату и хорошему увлажнению Кордильера — чуть ли не единственное место в стране, где можно выращивать овощи: картошку, капусту, морковь, салат и др.

Огонь для всех жителей Кордильер до сих пор носит сакральный характер. В День всех святых сотни костров разжигаются на могилах предков на христианском кладбище. Хоть здесь и утвердилось христианство, все равно древние культы имеют не меньшее влияние на жизнь племен.

Традиционный самокат жителей Кордильер, использовавшийся раньше людьми, которые в начале дня поднимались высоко в горы за древесиной или на террасы, где выращивали рис и овощи, а после длительного рабочего дня спускались вниз на таких самокатах. Сейчас этот вид транспорта используются в основном детворой, однако раз в год проводится фестиваль — гонки на самокатах.

Причина подвешивания гробов самая банальная — так тело умершего ближе к небесам. Подобными захоронениями могут пользоваться только самые богатые и знатные члена племен.

Игороты до сих пор сохраняют свои верования и очень не любят фотографироваться, что делает их чуть ли не единственной подобной народностью на Филиппинах.

В Сагаде сохранились висячие гробы, в которых хоронили людей до середины прошлого века.

Испанцы, в отличие от остальной части страны, не имели здесь значительного влияния. А вот влияния американцев избежать не удалось. Поэтому сейчас здесь преобладают не католики, а англикане. Единственная церковь в Сагаде — епископальная. Она знаменита своей деревянной статуей Христа.

Женщины-игороты в местной столовой.

Традиция хоронить своих соплеменников в деревянных гробах имеет долгую историю, однако раньше гробы не подвешивали, а засовывали между скал (тоже как можно выше) или складывали в специально отведенной для этого пещере.

Гробы выдалбливали из цельного ствола сосны, оставляя на его крышке резное изображение геккона — одного из почитаемых животных игоротов.

Сейчас большинство игоротов — это простые сельхозработники, которые от заката до рассвета ухаживают за своими наделами, а потом продают урожай за копейки на единственной дороге, проходящей через все Кордильеры.

Источник: Моя Планета

Поделиться
Комментарии