Как тело — одежда для души, так одежда — отражение внутреннего мира человека. Даже цвет туфель и количество пуговиц имеют высший смысл, если речь идет о папе римском. Потомственный портной Ватикана Лоренцо Гаммарелли, отвечающий за внешний вид римских понтификов, рассказал “Вокруг света” о тайнах папского гардероба.

Герой

Лоренцо Гаммарелли

Родился в 1972 году в Риме в семье потомственных портных папы римского.
В 1996 году окончил инженерный факультет римского университета “Ла Сапиенца”.
Работал в строительном бизнесе.
В 2007 году стал управляющим семейного ателье “Аннибале Гаммарелли”, чтобы помочь своему пожилому дяде. В настоящее время управляет ателье вместе с двумя двоюродными братьями — Массимилиано и Стефано. Не женат.
Екклесиастическое, а попросту церковное, ателье семьи Гаммарелли находится в самом центре Рима, на задворках величественного Пантеона. Внутри тесно, но весьма аутентично. Сразу с улицы попадаешь в вытянутую и узкую, как пенал, приемную для заказчиков с длинным прилавком с левой стороны. Во всю стену за ним встроен деревянный шкаф с многочисленными нишами-полками от пола до потолка, из которых выглядывают массивные рулоны тканей.

В глубине “пенала” лестница на второй этаж, больше напоминающий просторную антресоль из-за нависающего над ним потолка. Там располагается святая святых — швейные мастерские, куда посторонним вход воспрещен. За прилавком внизу стоят кузены Гаммарелли: Массимилиано, Лоренцо и Стефано Паоло. Подтянутые, в строгих костюмах, они обслуживают француза-священнослужителя в черной рясе до пят. Трое духовных братьев клиента ждут здесь же, оживленно болтая по-французски и смеясь. Лоренцо, средний из кузенов-владельцев, жестом приглашает меня пройти за ним в маленький кабинет между лестницей и прилавком. На фоне французов мне он кажется особенно чопорным. Впрочем, таким я себе и представляла потомственного портного римских пап, наследника в шестом поколении почетного ремесла своих предков.

Правда, что после избрания нынешнего папы Франциска у вас стало меньше работы? Говорят, Его Святейшество строго соблюдает обет бедности и предпочитает скромно одеваться…

Работы хватает, как всегда. Как бы ни был скромен папа, белая одежда очень маркая, и ее нужно часто менять. Поэтому каждый год мы шьем по его просьбе не меньше шести сутан. Но без всяких украшений. Не захотел даже, чтобы мы вышивали его герб на поясе. Мои предки вышивали гербы на поясах сутан многих предшественников Франциска. Шелковой нитью. Но он отказался не только от этой детали, но и от самого пояса. А также от золотого креста, вместо которого носит железный.

Но ведь, наверное, есть требования к внешнему виду главы католический церкви, которые нельзя нарушать?

Требования? К папе? Папа мог бы одеться хоть в джинсы, если бы захотел. На то он и папа! Есть традиции. И каждый понтифик привносит в них что-то свое, индивидуальное. Франциск задал тенденцию к простоте. Благодаря ему многие кардиналы и епископы стали носить простую черную одежду без отличающих сан вышивок или вставок другого цвета.

Папская “мода”

Как другие ваши святейшие клиенты проявляли свой вкус в одежде?

Папа Иоанн Павел II, для которого шил мой отец, предпочитал легкую сутану даже зимой. Он вел активный образ жизни, много путешествовал, ходил пешком, и ему всегда было жарко. А Иоанн XXIII, большой друг моего деда Бонавентуры Гаммарелли, носил красную мантию — признак силы любви и жертвы. По рассказам деда, он действительно был особенным человеком: возвышенным и сострадательным. Он много помогал беднякам, за что его прозвали добрым папой. Бенедикт XVI носил алую мантилью и того же цвета туфли. Последние особенно привлекали внимание. Однажды прошел слух, что он покупает свои туфли у Prada. И это возмутило народ — такое расточительство! На самом деле обувь Бенедикту шил один малоизвестный сапожник. С ним потом вышло интервью, и Prada тоже опровергла сплетню.

Насколько вообще велик гардероб понтифика?

О, одних только накидок наберется с десяток разновидностей, из них половина для праздников. Некоторые короткие до талии, другие длинные ниже колена или в пол. С пуговицами и без. Еще понтифики носят шляпы. При Бенедикте XVI вообще была “мода” на головные уборы. В нашем ателье он заказывал сатурно (круглую шляпу с широкими полями) и даже камауро (красную шапку из верблюжьей шерсти, подбитую горностаем). За сто с лишним лет до Бенедикта XVI такую носил папа Лев XIII, а потом и друг дедушки Иоанн XXIII. Папа Франциск обходится простой дзуккетто (небольшой круглой шапочкой на макушке), как и все остальные священнослужители.

Значит, головные уборы и другие аксессуары вы тоже шьете?

Нет, все аксессуары — шляпы, перчатки, носки — мы заказываем у итальянских производителей, с которыми сотрудничаем уже десятки лет. Но продаем все под нашей маркой. Кстати, носки Гаммарелли весьма знамениты! Они у нас статусные: черного цвета — для обычных священников, сиреневого — для епископов, красного — для кардиналов, белого — для папы. А прославились они благодаря бывшему премьер-министру Франции Эдуару Балладюру. Когда-то он давал интервью на ТВ в наших алых носках, и его спросили, где он их купил. Аксессуар показали крупным планом, и туристы потекли рекой к нам за носками.

Послание свыше

Как связан цвет одежды и аксессуаров с рангом служителя церкви?

Черный цвет означает аскетизм. Священники находятся на самой первой ступени служения Богу, их качества еще далеки от совершенства, поэтому они предаются аскезам. Также черный — цвет темноты, невежества. Сиреневый говорит о подвижничестве и трансформации, и его носят епископы. Они приняли обет служить другим, полностью отрекшись от собственных интересов. Это значит, что из их сознания уходит эгоизм. Красный, кардинальский, цвет указывает на власть любви и жертвы. По-настоящему властвовать над людьми можно, если любить их. Никто не устоит перед бескорыстной любовью. А господство положения, денег или страха быстро заканчивается. Белый — цвет чистоты, святости. В повседневной жизни даже кардиналы носят черные сутаны, хотя и с отличительной красной планкой на груди, а в алые одеяния облачаются только по праздникам. Папа римский всегда в белом, за исключением особых дней. Например, когда служит мессу по святым мученикам, понтифик надевает красную мантию. Все это отражено в христианских преданиях, а значит, послано нам свыше как руководство к действию.

А крой сутаны тоже несет в себе руководство к действию?

Конечно. Верхняя часть сутаны должна сидеть как влитая на торсе, наподобие пиджака. Такой покрой ограничивает свободу тела и напоминает о самодисциплине, о возвышенной цели духовного лица — служении Богу и людям. Свободная длинная юбка укрепляет связь с землей, помогает крепко стоять на ногах тому, кто устремляет взгляд в небо. В церковной одежде нет неважных деталей. Каждая имеет смысл.

Даже пуговицы?

Их количество. На груди может быть 33 пуговицы — по возрасту Христа или 12 — по числу апостолов. На рукавах их пять, как ран на теле Иисуса. Через одежду Господь помогает человеку помнить о его предназначении.

Многие католические священнослужители носят черные костюмы с белым воротником-стойкой, похожие на обычные мирские. Вы что-то подобное шьете для папы?

Черный костюм с колораткой (белым воротником) — одно из повседневных католических одеяний, которое носят все, от священников до кардиналов. Папы — нет. Но иногда, я допускаю, пока никто не видит, они надевают костюм и незаметно выходят в журнальный киоск за газетой. Шутки шутками, но однажды Иоанн Павел II тайно ускользнул в таком костюме из Ватикана покататься на лыжах. Причем этот костюм ему шили мы, когда он был кардиналом! После этой проделки люди еще сильнее полюбили папу. Иоанн Павел II был доброжелательным и простым в общении. И по-настоящему святым. Вот уж кого можно считать ярким примером человека, чья одежда отражает его внутренний мир.

Встречать по одежке

Иоанн Павел II был особенной личностью. Но люди могут рядиться в одежды, которые не соответствуют их убеждениям. Не зря существует поговорка: “Не всяк монах, на ком клобук”.

Вы правы. Иногда одежда помогает скрыть сущность человека и обмануть других. Но так же верно, что внешний вид очень влияет на то, как и кем мы себя ощущаем. Особенно это видно на киносъемках. Артист надевает костюм и перевоплощается! Я лично сталкивался с этим, когда наше ателье шило одежду или выступало консультантом для актеров, играющих папу. Например, для героя фильма “У нас есть папа” режиссера Нанни Моретти, для понтифика из итальянского телесериала о папе Иоанне II 2005 года. А в прошлом году к нам обращалась съемочная группа телесериала “Молодой папа”. Мы давали им советы о том, как должен быть одет Джуд Лоу в роли Его Святейшества. Шить в ателье Гаммарелли они не стали — наверное, из-за экономии.

Сколько стоит папская сутана?

От 560 до 950 евро. Мы шьем только из качественной шерстяной ткани. Шерсть имеет замечательное свойство сохранять температуру тела человека и в жару, и в холод.

На сайте ателье я видела облачения, созданные вручную, расшитые золотом и серебром… Сколько же они стоят?

От 1500 евро, но их покупают на средства из церковного бюджета один раз в 10–20 лет для проведения церемоний на Рождество, Пасху, Вознесение Богоматери… Эти облачения являются собственностью церкви и передаются по наследству от одного понтифика к следующему, если, конечно, подходят по размеру…

А как вы угадываете размер вновь избранного папы, ведь сутану, в которой он выйдет к народу, нужно сшить заранее?

О, с этим бывает жуткая неразбериха! Мы шьем три одинаковых облачения, но разного размера: small, medium и large. Никому нельзя видеть вновь избранного главу церкви до того, как он выйдет на балкон поприветствовать народ. За исключением особо приближенных монахинь, которые служат в Папском дворце в Ватикане. Именно они на скорую руку подгоняют сшитую нами сутану. Забавная история приключилась с моим дедом Бонавентурой Гаммарелли и его другом кардиналом Анджело Джузеппе, ставшим папой Иоанном XXIII. Дедушка был уверен, что изберут его друга, и потому шил одну из трех сутан точно по его меркам. И действительно, Анджело Джузеппе победил! А на следующий день позвонил дедушке и отчитал за то, что тот сшил ему маленькую сутану: папе пришлось выступать на балконе перед народом с расстегнутыми на спине пуговицами! Потом выяснилось, что Иоанн XXIII просто оделся не в ту рясу от волнения.

Швейные кардиналы

Кто из сотрудников ателье обычно снимает мерки с папы и где это происходит?

Это делаем только мы, братья Гаммарелли. Никто из наших работников с Его Святейшеством не встречался. Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду.

О чем говорите с понтификом в этот ответственный момент?

Ни о чем. Папа не болтлив. А вот с епископами и кардиналами обсуждаем футбол. Особенно с теми, что из Бразилии, Аргентины и Венесуэлы. Они там все болельщики.

Почему вы не доверяете сотрудникам снимать мерки?

Это не вопрос доверия. Такова политика нашего предприятия: каждый исполняет свои обязанности. Почти все сотрудники приходят в ателье совсем юными, до 20 лет, а уходят отсюда на пенсию. Мы предпочитаем нанимать молодых и обу­чать их мастерству практически с нуля. Это вызывает в людях благодарность и преданность делу. Коллектив у нас небольшой: девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и мы, Гаммарелли.

Как много времени требуется на выполнение одного заказа?

На пошив сутаны уходит в среднем два с половиной месяца. Еще десять лет назад та же работа занимала полтора года, потому что делалась полностью вручную! Как правило, рясу от начала до конца шьет один человек. Но это я о простых заказах. Для папы римского мы строчим за две недели и, если нужно, всем коллективом! Перед большими праздниками — Рождеством, Пасхой — в ателье вообще аврал.

Портной папы должен быть религиозным?

Не обязательно, но желательно. На умение шить набожность не влияет, а на подход к делу, на отношения в коллективе — да. У человека, живущего по заповедям Бога, более высокие жизненные ценности и идеалы. Доброта, любовь, честность для него абсолютные понятия, а не относительные, как для большинства людей сегодня.

Чем же вознаграждаются эти качества? Есть ли у вас какой-нибудь титул? Швейный кардинал всего Ватикана или что-то в этом духе?

Никаких наград и званий… Но папа Бенедикт XVI в книге-интервью немецкого журналиста Петера Зевальда “Бенедикт XVI. Последние беседы” увековечил наше имя. На вопрос журналиста: “Правда, что вы сменили портного?” — папа ответил: “Никогда! Без Гаммарелли жизнь была бы невозможной!”

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Ателье “Аннибале Гаммарелли” (Ditta Annibale Gammarelli)
Рим, Via Santa Chiara, 34

В 1798 году римский портной Антонио Гаммарелли открыл в двух шагах от Ватикана ателье по пошиву одежды для католического духовенства. От Антонио ателье перешло к его сыну Филиппо, а затем к внуку Аннибале. В 1874 году тот перевез предприятие в здание Папской церковной академии, где ателье располагается по сей день. После смерти Аннибале его сыновья Бонавентура и Джузеппе назвали предприятие именем отца. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей. 10 находятся в Риме и еще 10 в разных городах Италии. И хотя закон разрешил любому из них шить для понтификов, традиция оказалась сильнее. Все папы, начиная с Пия IX и до нынешнего Франциска, хранят верность портняжной мастерской Гаммарелли. Сегодня ателье управляют представители шестого поколения семьи. В год предприятие производит около 500 сутан для духовенства разного ранга: от папы римского до простых священников.

Поделиться
Комментарии