Число иностранных туристов растет

Если судить по экономическим последствиям коронавирусного кризиса для различных секторов экономики, то туризм, несомненно, пострадал больше всего. Даже сейчас, когда по крайней мере в Европе отменено большинство ограничений на поездки, первых отчаянных туристов встречают постапокалиптические картины опустевших пляжей и заброшенных туристических достопримечательностей, которые в разгар августовского сезона обычно переполнены.

Хотя Эстонию нельзя сравнивать с такими местами массового туризма, как Париж, Венеция или Санторини, аналогичную атмосферу можно ощутить, например, в Старом городе Таллинна, где вместо толп туристов с круизных судов можно изредка встретить пешеходов. И всё же табличка «временно закрыто» висит на меньшем количестве ресторанов, чем месяц-другой тому назад. Причина кроется в том, что ситуация в туристическом секторе показывает первые признаки улучшения. Согласно отчету Департамента статистики за эту неделю, в июне в эстонских гостиницах останавливалось уже 41 800 иностранных гостей. Это в шесть раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года, однако это всё же значительное улучшение по сравнению с предыдущими месяцами. Например, в апреле в местных гостиницах остановилось чуть более 1200 иностранных гостей – по всей видимости, для размещения всей этой братии хватило бы одного крупного таллиннского отеля.

На помощь приходят соседи

Интересная картина вырисовывается, если посмотреть на изменение количества зарубежных визитов в зависимости от страны прибытия туристов. В отношении большинства стран туризм в Эстонию практически прекратился, составив в лучшем случае 5% от числа посетителей в прошлом году. Однако с туристами из соседних с Эстонией стран дела обстоят значительно лучше. Как ни странно, самыми «верными» Эстонии остались наши южные соседи – латыши. Если в июне прошлого года в эстонских отелях останавливалось 17 000, то в этом году – 10 000 латышей. Снижение на 40% довольно велико, но, по сравнению с другими странами, из которых к нам приезжали гости, этот показатель намного больше. Например, прошлым летом в Эстонию немцев приехало больше, чем латышей, но в июне этого года здесь побывала только 1000 туристов из Германии. Несколько меньше сократилось и количество посещений литовцев: в июне в эстонских гостиницах из Литвы остановилось менее 4000 человек. Самыми частыми иностранными гостями в местных отелях в июне по-прежнему были финны, но в то время как в июне прошлого года в Эстонию приехало более 80 000 финнов, то в этом году их было уже только 20 000. Вероятно причина того, что количество посещений финнами сократилось значительно больше, чем количество посещений латышами, кроется в том, что эстонская граница открылась для финских туристов только 1 июня. А в эпоху бушующего повсюду вируса, безусловно, гораздо безопаснее путешествовать на личном автомобиле по трассе Рига–Таллинн, чем плыть с толпой народа на огромном пассажирском судне.

Можно, конечно, утешать себя тем, что туристический сектор самих финнов пострадал гораздо сильнее, чем в Эстонии: в июне в финских гостиницах останавливалось даже меньше иностранцев, чем в Эстонии – всего 19 000, то есть около 5% от прошлогоднего количества посещений.

Местные компенсируют

Снижение количества зарубежных туристов было компенсировано, по крайней мере частично, внутренним туризмом. О том, насколько популярным стало проведение отпуска в своей стране, правдиво демонстрирует статистика за июль, но и в июне в местных отелях останавливалось более 120 000 местных гостей. Хотя это на 20% меньше, чем в то же время в 2019 году, в июне можно было найти места, где количество местных постояльцев было даже больше, чем в прошлом году. Больше всего от отмены заграничных поездок эстонцев выиграл Пярну: количество постояльцев в этом городе выросло с 15 600 в прошлом году до 22 500 в этом, но и в Ида-Вирумаа в этом году было больше местных постояльцев, чем в прошлом году.

Однако в другом популярном месте отдыха в нашей стране – на Сааремаа – в июне туристов было пока еще маловато. В то время как в июне прошлого года в гостиницах на Сааремаа останавливалось 13 000 жителей Эстонии, то в этом году их было чуть более 9000. В то же время нельзя утверждать, что снижение посещений Сааремаа было вызвано опасениями перед коронавирусом, поскольку значительно реже, чем в прошлом году, жители Эстонии приезжали с ночевкой и в Тарту.

Есть ли надежда у туристического сектора?

Будущее туристического сектора, конечно же, будет зависеть в первую очередь от распространения коронавируса в ближайшие месяцы, успеха ученых в разработке вакцины и решений политиков по поводу введения экономических ограничений и ограничения передвижения. С другой стороны, не менее важную роль играет отношение людей и их готовность снова путешествовать. Если измерить страх перед короноавирусом по-прежнему сложно, то с экономической точки зрения ситуация в Эстонии может быть немного более оптимистичной, чем в любой другой стране. В частности, обусловленный коронавирусом экономический кризис был более скромным в странах, откуда туристы традиционно прибывают в Эстонию. Потребительская уверенность финнов, например, также значительно повысилась за последние месяцы, и, возможно, они скоро будут готовы продемонстрировать это, отправившись в небольшое путешествие по морю к своим южным соседям. Если здоровье позволит.

Поделиться
Комментарии