В этот момент я находилась уже в Мексике на полуострове Юкатан, фотографируя по заказу одной социальной сети природу, пирамиды Майя и местных влиятельных людей.

После получения этого смс полторы недели я только и делала, что пыталась связаться как по телефону, так и по электронной почте с компаниями TUI ja SAS, которые отвечали за мой обратный перелет в Эстонию, а также с порталом, через который я эти билеты покупала — с travellink.com. Естественно никакой обратной связи! Абсолютно безнадежное задание. На официальной странице поисковой службы в интернете было только объявление, что за три дня до вылета нужно обязательно связаться с авиакомпанией, чтобы точно узнать, состоится рейс или нет. В случае отмены рейса, мне якобы должны были выдать ваучер, который впоследствии я смогу обменять на билеты, когда авиасообщение будет восстановлено.

На мои десятки сообщений и писем никто не отвечал. Телефонные линии были постоянно заняты. На сайте со мной общался какой-то робот, заставляя сначала ответить на целый ряд вопросов (номер бронирования, дата, данные пассажира, место и т.д.), а потом спокойно мне объявлял, что моя заявка принята, проблемой занимаются…. И так каждый раз.

Когда настала дата вылета, выяснилось, что мой обратный рейс в Европу отменен. Никто со мной не связался. Никто никакого ваучера мне не прислал. Я вообще не понимала, что делать дальше.

Оценка риска в Эстонии была недостаточной

В начале марта мне по работе предложили полететь в Мексику на несколько недель. Я должна была поснимать для одной социальной сети природу, животных, интересных людей Мексики. Билеты я купила со скидкой по тарифу “последней минуты”. Как добросовестный гражданин, перед поездкой я зашла на сайты МИДа и Министерства здравоохранения Эстонии, чтобы почитать о ситуации в Латинской Америке и ограничениях в плане путешествий. Единственное, что я нашла — это совет не посещать определенные провинции Китая. Не было ни слова, ни какого-либо предостережения от поездок в Мексику или любую другую страну Латинской Америки

Таллинн — Амстердам — Мадрид — Канкун

На рейсе Таллинн-Амстердам медицинские маски на лице были только у нас с коллегой. В главном аэропорту Нидерландов было заметно меньше людей, чем обычно. Ожидая нашего следующего рейса, мы устроились на втором этаже здания аэропорта в зоне кафе и ресторанов. Мы по-прежнему были в масках. Постоянно дезинфицировали руки, телефоны, очки. Из всех пассажиров в аэропорту в масках было только две компании молодых людей из Азии. Хотя позже мы отметили, что еще две эстонские девушки, которые летели с нами из Таллинна, ожидая пересадку в Амстердаме, тоже надели маски на лицо.

На рейсе Амстердам — Мадрид все, кроме нас, были без медицинских масок.

Вечером в столице Испании было 14 градусов тепла. Прибывшим из холодного Таллинна эта погода скорее напомнит начало эстонского лета. Центр Мадрида был полон людей. Тысячи местных жителей спокойно разгуливали по улицам и площадям города — молодые, пожилые, семьи с детьми, подростки, кампании друзей и коллег. Сотни и сотни людей вплотную друг к другу стояли у театров, в кафе, в ресторанах и в очередях магазинов. Мы были сбиты с толку, увидев их беззаботность и полное отсутствие чувства опасности. Как будто не было никакой угрозы смертоносного вируса.

На улицах Мадрида. Фото: Margo Evardson

Перед знаменитым мадридским театром Coliseum, построенном еще в 1931 году, столпилась толпа дам в вечерних платьях и их кавалеров в праздничных костюмах. Через пару минут двери открыли и все эти люди пошли смотреть мюзикл “Анастасия”. В зале, рассчитанном на 1387 человек, не было ни одно свободного места!

Примерно такая же картина была и перед театром EDP Gran Via, где, по нашим оценкам, представления ожидало около 500 человек, стоящих плечом к плечу. На одной из центральных площадей города и прилегающих улицах проходил митинг за равноправие женщин и уравнивание их в зарплатах с мужчинами. На следующий день местные газеты написали, что в этом мероприятии приняло участие 170 тысяч женщин.

Ни мы, ни несчастные мадридцы тогда даже не догадывались, что коронавирус уже добрался до Европы, что подобные массовые мероприятия приведут к пандемии этого страшного заболевания. Пройдет всего несколько недель и у сотен тысяч испанцев обнаружат коронавирус, еще тысячи от этой болезни скончаются…

Нас, по-видимому, спасло то, что мы все это время были в масках и перчатках, постоянно дезинфицировали руки, старались держаться подальше от толп и не стояли ни в одной из очередей. К счастью, в тот вечер нам удалось найти ресторанчик с открытой террасой, где почти не было посетителей.

На следующий день мы улетели в Канкун.

Первая неделя в Мексике

В аэропорту Канкуна мы вообще не заметили людей в масках и одноразовых перчатках. Мы арендовали в конторе Hertz машину (8 USD в день) и со спокойной душой отправились в сторону Тулума и Коба (тут следует отметить, что в Мексике даже такие, казалось бы, проверенные международные компании, как Hertz, обманывают туристов. Если машина стоит 8 USD в день, то находчивые сотрудники фирмы пытались заставить взять еще и GPS, стоимостью 12 USD в день. Якобы это было обязательное условие аренды. После долгих разбирательств GPS дали бесплатно. Но депозит, списанный с банковской карточки в качестве залога, до сих пор не вернули).

В течение всей первой недели в Мексике не было ни намека на введение каких-либо ограничений из-за коронавируса. Магазины, рестораны, ночные клубы, бары на пляжах в Канкуне, Тулуме и Плайя-дель-Кармен были открыты. Однако людей в них было заметно мало. Европейских и американских туристов практически не было.

На третий день нашего прибывания в Мексике пошли тревожные новости из Европы. Сначала Испания, потом Франция, Германия … очень быстро коронавирус добрался и до Эстонии. Сразу же одна за другой авиакомпании стали отменять рейсы. TUI сообщил на своем сайте, что приостанавливает авиасообщение между Европой и Мексикой. SAS объявил, что аннулирует 90% всех рейсов, в том числе и те, на которых мы должны были лететь домой.

Каждый день мы пытались дозвониться до авиакомпаний, отправляли им десятки сообщений на электронную почту. Но ответа не было. До сегодняшнего дня мы так и не получили ни одного ответа, нам никто не выдал никаких ваучеров на обмен билетов и, конечно же, никто не вернул уплаченные деньги.

Вторая неделя в Мексике

На вторую неделю нашего пребывания в Мексике ситуация стала меняться: в местах общепита, предусмотренных в основном для иностранных туристов, официанты стали носить маски, на столах появились дезинфицирующие средства, на улицах и стенах домов стали все чаще развешивать предупреждающие плакаты и рекомендации о соблюдении дистанции.

Во всех магазинах одежды закрыли примерочные. Перед кассой на полу крестами обозначили дистанцию между покупателями, стоящими в очереди.

В это же самое время из продажи пропали маски, одноразовые перчатки и дезинфицирующие средства. Однако на заправках, на парковках перед большими торговыми центрами появились продавцы разноцветных самодельных масок по 35 песо (1,35 €) за штуку. Пандемия и здесь помогла расцвету швейного дела, ведь покупали сразу по 8-10 масок.

Остаться или нет? Еще тот вопрос!

Мы очень быстро поняли, что купить новые билеты не сможем. Только насмотрим какой-то подходящий рейс вечером, как утром его уже отменяют. И так изо дня в день. За считанные дни все известные международные авиакомпании прекратили летать из Мексики в Европу

С тяжелым сердцем мы приняли вынужденное решение: мы не хотели рисковать, не хотели снова остаться без денег за билеты, не хотели застрять в европейском аэропорту на неизвестно какое время, и поэтому решили, что надо оставаться в Мексике. По крайней мере до тех пор, пока в Европе не наладится ситуация.

Если оставаться, то где?

От мысли о проживании в Тулуме мы сразу отказались. Конечно, это очень хорошее и красивое место, здесь много роскошных гостиниц и вилл (например, принадлежавшее когда-то Паблу Эскобару поместье, современным владельцем которого является эксцентричный коллекционер произведений искусства Лио Малка из Нью-Йорка. Он приобрел недвижимость наркобарона за 17,5 миллиона USD и превратил бывшее поместье в невероятно шикарную гостиницу Casa Malca с 71 свитами). Именно в Тулуме любят отдыхать состоятельные туристы со всего мира. Но в кризисное время здесь не особо безопасно, как и в Плайя-дель-Кармен.

Через сайт AirBnb мы нашли уютную квартиру в самом безопасном районе Канкуна — в Зоне Хотельера, прямо у берега Карибского моря. 22 км узкой песчаной полоски пляжей между лагуной Ничупте и Карибским морем охраняются полицейскими и военными патрулями. Здесь как днем, так и ночью разъезжает автомобиль с вооруженными до зубов, в бронежилетах и черных масках, сотрудники охраны.

Вид из двора дома. Фото: Margo Evardson

Факты

На данный момент сложно сказать, насколько успешна в Мексике борьба с опасным вирусом. За последние сутки было выявлено 448 новых случаев заражения, 43 человека скончались. В общей сложности в Мексике зафиксировано 5847 заболевших, из которых 449 умерли. При этом в Кинтано-Роо подтверждено 223 случаев заболевания коронавирусом, 19 человек скончались.

Очевидно, официальные данные не соответствуют действительности, потому что тестов на вирус проводят очень мало. Для примера: в Мексике сделано 40000 тестов, в Эстонии — 34 000. А количество жителей Мексики — около 133 миллионов человек.
* (Данные на 16 апреля 2020, когда была написана эта заметка — прим.ред.)

Все пляжи закрыты. Не работают все торговые центры и бóльшая часть магазинов. Открыты только аптеки и продуктовые лавки, заправки и единичные рестораны, где можно купить еду только навынос.

По сравнению с началом марта улицы пусты. Очень мало людей и машин. Почти все местные жители носят маски. Действует строгая рекомендация отказаться от любых социальных контактов. На кассах в магазинах для защиты продавцов установлены большие стеклянные панели. Перед входом в каждую гостиницу, ресторан или продуктовую лавку стоит охранник в маске, который следит, чтобы посетители продезинфицировали руки.

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопез Обрадор (или АМЛО, как его здесь называют) подчеркнул, выступая по местному телевидению, что очень важно как можно быстрее победить коронавирус и, когда туристы решат вернуться в Мексику, этой болезни здесь уже не будет.

Жизнь на карантине

Изначально мы сняли квартиру на 40 дней. День начинается с пробежки по безлюдному пляжу. Несмотря на то, что пляжи официально закрыты, бегать или гулять по утрам никто не запрещает. Полицейский патруль постоянно находится на пляжах и следит за тем, чтобы никто не заходил в воду. Представителей службы спасения уже нет, хотя последние несколько недель высота волн достигает здесь полтора метра.

Помимо влиятельных людей, я фотографию птиц и животных, встречающихся мне на пляже или во дворе дома: толстых агам, крупных игуан, носух, пеликанов и фрегатов.

Игуана во дворе дома. Фото: Margo Evardson

Мы избегаем всевозможных социальных контактов. Пару раз в неделю ходим в магазин, где обязательно носим маски и одноразовые перчатки, а также закрываем одеждой все части тела, несмотря на жару в 32 градуса. При каждом удобном случае дезинфицируем руки, телефоны и очки. Вместо рекомендованной дистанции 2+2 стараемся придерживаться правила 3+3 или даже 4+4.

На туристах тут все хотят нажиться. Один из случаев: едем на арендованной машине, рядом — полицейский патруль. Останавливают нас в зоне с разрешенной скоростью 70 км/ч, и, видя, что мы туристы, начинают утверждать, что мы когда-то где-то нарушили скорость и вместо разрешенных 40 км/ч ехали 63 км/ч. Полицейский забирает мои права, чего-то ждет, ходит вокруг машины, а потом раздраженно начинает заполнять протокол. Спрашивает, отказываюсь ли я от водительских прав или от номерных знаков машины? Отвечаю, что согласна отказаться от номерных знаков. Полицейский спрашивает мою должность. Отвечаю: “Abogado” (юрист). Полицейский сразу же перестает заполнять протокол, пару минут думает, отдает мне водительские права и говорит: “Делаю вас на этот раз устное предупреждение!”

В прачечной вместо 2 евро за услугу стирки с нас хотели взять 20 евро.

Работник CircleK пытается дать значительно меньше сдачи.

При покупке SIM-карты продавщица утверждает, что у них можно расплачиваться только наличными и вместо указанных на ценнике 100 песо пытается заставить нас заплатить за телефонную карточку 800 песо.

На пляже в Тулуме и на бесплатной стоянке близ пирамид Коба сразу же подбегают “контролеры” и торжественно сообщают, что парковка платная и надо уплатить 100 песо. У Гранд Сенота ко мне подошел охранник и сказал, что использование здесь моей фотокамеры (Nikon D5) запрещено. Или плати или уходи. Я выбрала последнее..

Что будет дальше?

Туризм в Мексике переживает сейчас не лучшие времена. Тысячи гостиниц закрыты. В Канкуне были сокращены 64000 человек, занятых в сфере туризма. По прогнозам, к концу месяца только в одном Канкуне будет около 1 миллиона безработных. Государство разрабатывает программу помощи туристическому сектору.

Но самое интересное, что в этой кризисной ситуации выигрывают застрявшие в Мексике туристы.

Например, если раньше месячная аренда роскошной виллы на берегу моря стоила 4 000 — 6 000 USD, то сейчас ее можно снять всего за 700-800 USD в месяц. Стоимость двухэтажного дома с бассейном обойдется в 300-350 USD в месяц. Аренда машины — 1,5 USD в день.

Мы по-прежнему ждем хоть какой-то информации от TUI и SAS относительно наших отмененных рейсов, возврата денег или получения взамен их специальных ваучеров для покупки новых авиабилетов.

В некоторой степени наше пребывание в Мексике подобно заключению, но все же мы рады, что приняли решение остаться здесь. Мы надеемся, что пересидим здесь пандемию и вернемся домой целыми и здоровыми, когда ситуация наладится и в Европе снова станет безопасно.

Беспокоит только тот факт, что граждане Эстонии могут находиться в Мексике только 6 месяцев. Страшно подумать, что будет дальше, если ситуация в Европе не стабилизируется в течение полугода… Но мы все равно верим, что сможем вернуться домой до осени.

Здоровья всем, берегите себя!