Попробовать “мокрые” гамбургеры

Kizilkayalar Islak - Famous "Wet" Burger

“Мокрые” гамбургеры, что продают на площади Таксим, знамениты своим происхождением и вкусом. История их вполне обычна: однажды хлеб с котлетой просто забыли в паровой бане, а когда вспомнили, то обнаружили сморщенный и непрезентабельного вида колобок, который на вкус оказался очень даже изысканным. Теперь эти “мокрые“ — одна из главных достопримечательностей столичного стрит-фуда. Это была главная еда демонстрантов, оборонявших Таксим от экскаваторов, полиции и султанских амбиций премьера Эрдогана в мае 2013 года.

Уплетая бутерброд, можно внимательнее рассмотреть на памятнике фигуры этих двух офицеров, стоящих по левую руку от Ататюрка. Вальяжно скрестивший руки — Михаил Фрунзе, обменявший Карскую область со знаменитыми шашлыками на Балаклаву. Военачальник с саблей — Климент Ворошилов, помогавший туркам в войне за независимость техникой и специалистами. Это, кроме скульптуры на могиле, единственный памятник маршалу, оставившему после себя понятие “стрелок” своего имени и дурную славу “стукача” и военачальника, беспомощно проявившего себя в годы Второй мировой. А здесь вот спокойно себе стоит и круглосуточно смотрит, как преют гамбургеры в знаменитой закусочной.

Порыбачить на Галатском мосту

Istanbul

Дядя Мустафа. Он рыбачит на Галатском мосту каждый день. Уже 32 года. Говорит, что без стаканчика ракии, рыба, ну никак не ловится. Экспресс-мастер-класс заканчивается распродажей трофеев: — Подходи, налетай, две лиры давай, кефаль покупай!

Побывать в лучшем музее Европы

Detail of display and text (inset) from Orhan Pamuk's exquisite little museum based on his novel The Museum of Innocence. #Istanbul

И хотя он признан лучшим музеем Европы 2014 года, его можно назвать ещё и самым нежным. “Музей Невинности” в Стамбуле — внушительное посвящение одержимости человеком, которого любишь. Если вы ещё не читали эту книгу Орхана Памука — немедленно примитесь за нее. А те, кто прочел — поймут о чём пойдёт речь ниже. На первом этаже музея — коллекция из 4213 окурков со следами губной помады, которые собирал Кемаль за своей возлюбленной и скрупулезно сортировал их потом по годам (больше всего Фюсун курила в 1979м). Так начинается это удивительное путешествие по страницам романа и, одновременно миру Стамбула сорокалетней давности. С одной стороны собрание экспонатов напоминает лавку антиквара с отменным вкусом, а с другой — историю болезни. Впрочем, что есть одержимость Кемаля? Его диагноз — болезнь любви.

Мы видим серьги Фюсун в виде бабочки (такие потом можно купить в музейном магазинчике). Вырезку из старой газеты с фотографией девушек в купальниках, финалисток конкурса красоты, среди которых мы узнаём героиню. Её платье. Её зеркальца, пудреницы, автомобильные права. Здесь, впрочем, все предметы или принадлежат ей или, по крайней мере, она к ним имела отношение: билеты в кино, куклы, расписные кофейные чашки, бутылки с любимым лимонадом, настольные игры, бижутерия, плакат с изображением советской собаки-космонавта.

Если абстрагироваться от книги, то содержимое этого четырехэтажного бордового здания — мир Стамбула 70-х годов. Мир трогательный, уютный, ранимый и бесконечно меланхоличный. Да, это именно то слово, которое лучше всего подходит ему. Гимн меланхолии своими узкими, скрипучими лестницами и полумраком исполняет этот музей Соло-на-саксофоне.

Отведать самые вкусные в мире бутерброды с макрелью

a fish sandwich

Этого колоритного дядечку уважительно зовут Эмин-Уста (Мастер Эмин). Своё почтенное звание он заслужил годами работы. Работы кропотливой, но, как он говорит: “зато на воздухе и с людьми”. Эмин делает самые вкусные в мире бутерброды с макрелью на рыбном рынке Стамбула в районе Каракёй. Конкурентов у него всегда было много, но десять лет назад смекалка и инициатива позволили ему вырваться чуть вперёд остальных. Он придумал класть жареную рыбу вместо румяного белого хлеба, в чуть подогретый лаваш из особого теста. Помимо свежайших овощей Эмин-Уста сдабривает всю эту вкуснятину специальной смесью специй, названия и пропорции которых известны только ему. В результате — звание “уста” и очереди к его ларьку.

Окунуться в атмосферу Стамбула

Istanbul

Несколько событий происходят одновременно в радиусе 200 метров в стамбульском райончике Фенер. Вселенский Патриарх Варфоломей бодро взбирается по лестнице собора, обгоняя охранников в стильных костюмах. По дороге успевает благословить прихожанина Василия, который просеивает песок от свечного нагара. За углом от храма, в антикварной лавке в это время проходит аукцион. Серьезные мужчины в поживших строгих костюмах повышают ставку на пять лир и покупают медные дверные ручки, фигурку водолаза и фарфоровый чайник с розеткой (инновация 60-х). У входа в лавку курит женщина с османской саблей в ножнах. Она счастлива и хвастается подруге удачной покупкой. Мимо плетется задумчивая дворняга. Наискосок, на небольшой площади, окруженной греческими кафе: моют мылом пузатый мерседес, фотографируются жених и невеста (на редкость красивая пара), задумчивый старик катает на маленькой перевозной карусельке радостную девочку, крутя ручку скрипучего механизма. Тут же наглый и толстый подросток продает фаршированные рисом мидии. Поливает их лимоном, забирает полторы лиры и сразу же пытается всучить следующую. Над скособоченными деревянными особняками, на балконах которых сушатся ковры-ветераны, пролетает самолет. В кафе Naftalin, забитым до отказа артефактами, подтверждающими название, на бархатном кресле дремлет кошка. Ее сон охраняют старые радиоприемники, пластинки певицы Далиды, статуэтки балерин и потертые портреты усатых султанов. А за столиком на улице пьет кофе по-турецки (с кардамоном, количество сахара — мидеум) девушка-мусульманка.

DSC_0310

Она засунула мобильный телефон под расписной платок, крепко затянутый вокруг симпатичного лица и что-то бодро щебечет в трубку. Освободившимися руками что-то ищет в сумочке. Такой вот исламский лайфхак. Солнце уже не греет и позевывая готовится к закату. Напоследок оно щедро одаривает всех вышеперечисленных насыщенным бронзовым светом. В мраморе воды бухты Золотой Рог солнцу на прощание всплеснул хвостом дельфин.

Поделиться
Комментарии