Джакарта. На втором этаже мечети рядом с балконом сидит полноватый 46-летний мужчина в синтетической футболке и поношенных черных штанах. Он сосредоточенно смотрит на небо, перебирает четки, что-то бормочет, сворачивает губы трубочкой и дует вверх, качая головой. Это Мас Эко, представитель распространенной в Индонезии профессии. Он пауанг-худжан, что означает “укротитель дождя”. За полтора миллиона индонезийских рупий, что составляет примерно 100 евро, Мас Эко прогонит в этот вечер от отеля Grand Hyatt, где празднуют свадьбу его клиенты, все тучи.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ШАМАНЫ

В большинстве стран разгон облаков осуществляют самолеты, распыляющие реагенты. Удовольствие дорогое, организовать подобное перед вечеринкой на даче мало кто может. В Индонезии же проблема уже несколько веков легко и просто решается с помощью укротителей дождя и доступна всем слоям населения. Пауанг-худжаны расцветают в сезон дождей, обслуживая большую часть праздников на открытом воздухе — от свадеб до торжеств, которые устраивает правительство. Самый урожайный месяц — декабрь, в среднем выливающий 283 мм осадков на головы граждан страны и до 30 миллионов рупий в месяц — в карман удачливого пауанг-худжана. В Индонезии сопоставимым доходом могут похвастаться опытные банковские управленцы.

Свой пауанг-худжан, а то и несколько, есть во многих деревнях. В крупных городах их количество может доходить до нескольких десятков. Вплоть до 2013 года в годовом бюджете Сурабайи, второго по численности индонезийского города, на погодных шаманов отводилась отдельная строка. “Они получали до пяти миллионов индонезийских рупий (около 350 евро) за заказ. Это больше, чем зарабатывают университетские преподаватели”, — рассказывает Бактионо, член городского совета и бывший председатель комиссии по благосостоянию народа. Уверенный в том, что бюджетные деньги лучше тратить на науку, в 2014 году он выступил против традиции нанимать шаманов. Сегодня в Сурабайе и Джакарте этой практике официально положен конец. Губернатор столицы, китаец по происхождению Басуки Чахая Пурнама по прозвищу Ахок, перевел все финансовые отчеты в онлайн, каждому виду работ теперь присваивается номер и тариф. Укротителям дождей в электронных отчетах места не нашлось.

Неофициально же обращаться к шаманам не запрещено. “Специально на пауанг-худжанов деньги, конечно же, не выделяются, но стороннее агентство, которое организует мероприятия для администрации, распоряжается деньгами по своему усмотрению и может его нанять”, — объясняет Мента Бангун, глава департамента по связям с общественностью администрации Джакарты. В августе-2016 Мас Эко отваживал тучи от места, где проводилось мероприятие департамента туризма Джакарты. А первыми его заказчиками десять лет назад были армейские чиновники, проводившие парад у национального монумента Индонезии в центре города.

АЛЛАХ И ДЖИННЫ

Задача большинства шаманов заключается в том, чтобы не допустить или прогнать тучи с места проведения мероприятия. Работа начинается за день или за несколько часов до мероприятия. Шаманы-мусульмане, как Мас Эко, взывают к Аллаху — и по этому поводу среди исламоведов есть определенные разногласия.

“Ислам не запрещает просить бога, чтобы не было дождя, — считает Хусни Исмаил, специалист по религии при мечети Истикляль, главной мечети Индонезии и крупнейшей в Юго-Восточной Азии. — Люди молятся о том, чтобы у них был достаток, здоровье и много других вещей. Точно так же они могут молиться и о том, чтобы не было дождя”.

С ним не согласен Бахтияр Насир, специалист по юриспруденции ислама и глава мусульманской школы-интерната. “В исламе считается, что дождь — это благодать, — говорит он — Просить о том, чтобы не было дождя, можно только в исключительных ситуациях, когда это представляет опасность для людей, как в случае с Ноем и всемирным потопом. Однако в таком случае на молитву должны выходить все люди, от мала до велика, и молиться вместе. Просить же об этом только ради какого-то мероприятия — это грех, а те, кто прибегает к помощи духов и джиннов — идолопоклонники, так как джинны — это от Сатаны”.

Традиционные пауанг-худжаны прибегают к услугам джиннов. Их помощь, вопреки моим ожиданиям, оказалась не связана с тем, что они собственноручно разгоняют облака. Как объяснил Хаджи Руди, укротитель дождя с 20-летним опытом и 100-процентной эффективностью (его контакты мне даже дали в администрации Джакарты — на случай, если потребуется разогнать тучи), джинны нужны для того, чтобы сообщить шаману, в какую сторону лучше отсылать неугодное облако. Логика в том, что они везде летают и знают, где на небе есть свободное место. Это очень облегчает работу укротителей дождя, которые тратят много энергии, сканируя небесное пространство. С джиннами шаманы общаются телепатически на языке коренных народов местности: будь то яванский, сунданский, балийский и т. д.

На английском или русском джинны, как сказали мне шаманы, скорее всего, не разговаривают.

Методов задабривания джиннов великое множество. В разных частях страны они отличаются; в основном, это связано с верованиями местных народов. Самые распространенные дары джиннам — перцы чили, цветы, ножи, камни и связки бананов, символизирующие ладони, распростертые к небу в просьбе.

“А еще некоторые используют для задабривания джиннов кэмэньян”, — шепотом и прикрывая рот ладошкой, говорит 34-летний шаман Джимми Сетиаван (магическое имя Ки Аван, в переводе “Мистер Облако”). В мирской жизни он глава отдела кадров компании-производителя пальмового масла и не распространяется коллегам о своих сверхъестественных способностях. Кэмэньян, оказавшийся обычным ладаном, в Индонезии имеет репутацию помощника черных магов.

Самые продвинутые укротители не ловят джиннов в небе, а имеют своих собственных. Прирученные джинны живут в артефактах: старинных клинках, древках, рукоятках, хлыстах, мечах и прочих предметах, которые обычно можно увидеть в сувенирных лавках.

У Сетиавана — множество артефактов. Первый из них, например, явился ему как внезапное видение: трость с набалдашником в виде змеи лежала на крыше его дома, заманчиво поблескивая на солнце. “Я сразу понял, что видение было зовом из потустороннего мира”, — говорит Джимми. Он попросил трех друзей-шаманов взглянуть третьим глазом на свою крышу, не рассказывая им, что именно они там увидят. Когда все трое сообщили, что узрели там именно то, что и он, радости Мистера Облако не было предела. Оставалось самое трудное — вытащить трость из потустороннего мира в материальный. Это мог сделать только шаман соответствующей специализации с большим опытом. К счастью, Джимми такого знал.
Другой счастливый обладатель артефактов и укротитель дождя — 44-летний Муги Суятно. Он работает в отделе протокола мэрии Джокьякарты, то есть собственно там, где и следят за тем, чтобы праздники проходили без сучка и задоринки. Как признался Суятно, он и совершенно безвозмездно помогает коллегам, отгоняя дождь от официальных городских мероприятий. Его артефакты — это крисы, индонезийские клинки. “Они достались мне от дальнего родственника, к которому я как-то зашел в гости, — рассказывает Муги. — Тогда я еще не был пауанг-худжаном”. Крисы вертикально стояли острием вниз на журнальном столике, что противоречило здравому смыслу и законам физики. Будущий укротитель дождя попытался поднять один из клинков, но не смог даже сдвинуть его с места. Тогда он поднес свою руку к другому клинку, и тот вдруг сам упал к нему на ладонь, слегка поранив при этом линию жизни. Затем поддались два других. “Клинки были посланы мне судьбой”, — говорит Муги.

Есть и такие укротители дождя, которые не прогоняют тучи, а сдерживают капли своей энергией. Таким шаманам нужно присутствовать на мероприятии все время, концентрируясь на туче. “Узнать его просто — это человек со сосредоточенным лицом и единственный, который ничего не ест, — говорит Сетиаван. — И, как правило, в тот самый момент, когда мероприятие заканчивается, пауанг-худжан наконец расслабляется и резко начинается проливной дождь”.

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Чаще всего профессия шамана передается по наследству: от отца, бабушки, дедушки, старшего брата и так далее. Мас Эко говорит, что укротителем дождя была его бабушка, а из двух его сыновей у одного уже тоже получается прогонять дождь. Однако если у вас в роду пауанг-худжанов не было, отчаиваться рано — всему можно научиться.

“Стать укротителем дождя может каждый, но для этого нужно готовиться — укреплять ауру и учиться управлять своей энергией”, — объясняет Сетиаван. Сильная аура — это база, на которой все строится; как среднее образование, после которого можно выбирать специальность и поступать в университет. Укрепление ауры длится от трех месяцев до примерно года (у некоторых бывает и дольше) и состоит из медитаций и дыхательных практик. Дыхательным упражнениям нужно уделять особое внимание: без них аура вырастет, но останется рыхлой и слабенькой — как, например, у меня.

О важности ауры говорит и Хари Тирто Джатмико, глава пиар-службы Индонезийского агентства метеорологии, климатологии и геофизики, сам метеоролог по образованию. “Вы, должно быть, знаете, что энергию можно передвигать и удерживать в течение определенного времени. Так же это работает и с дождем. У человеческого тела есть аура. Пауанг-худжан и использует ее, чтобы прогнать облака”.

Джимми Сетиаван начал учиться в 14 лет. Его учителем был одноклассник, козырявший тем, что мог выходить из астрального тела и бродить по квартирам своих друзей. Вначале Джимми ему не верил, но после того, как тот нашел его кошелек, был покорен и решил, что хочет так же. Три месяца он укреплял ауру, в 16 лет начал лечить, а потом несколько раз подрабатывал укротителем дождя.

Главный шаман-гуру Джокьякарты, центра культурных традиций страны, Вариби — бывший телевизионный продюсер, а ныне радиоведущий, укрощающий дождь для больших концертов. Каждую неделю сотня учеников Вариби собираются у него и учатся укреплять свою энергетику по методам яванизма, традиционной религии острова Ява. Кроме медитаций и дыхательных упражнений, в ход идет каленое железо. В течение часового урока ученики должны прикоснуться языком к раскаленным металлическим палкам 39 раз. На все дается три подхода — по 13 раз за каждый. В идеале нужно не просто прикоснуться, а задержаться языком на три секунды.

Через несколько месяцев аура становится сильна и упруга, а ученик готов к разнообразным чудесам яванской магии: он может лечить, предсказывать будущее, а может и укрощать дождь. В ученики принимают любого, среди них иногда встречаются и иностранцы. Большинство из них, однако, пауанг-худжанами становиться не собираются, а лишь хотят стать сильнее энергетически. “Главное в работе укротителя дождя — умение концентрироваться”, — говорит Вариби. Те, у кого это лучше получается, быстрее учатся останавливать дождь.

ВЕРИТЬ ИЛИ НЕТ?


“Я не верю в способности пауанг-худжанов, но, черт возьми, это же работает!” — смеется Фитрия Сунгкар, репортер канала CNN Indonesia. Мы сидим с молодыми журналистами рядом с администрацией Джакарты в ожидании губернатора и разговариваем о вере индонезийцев в сверхъестественное. Половина из них не рискует признаться, что верит в укротителей дождя, но все сходятся во мнении, что по какой-то причине их магия действует.

В поисках убежденных скептиков я дошла до факультета физики Университета Индонезии, ведущего вуза страны. Начало вселяло надежды. “Я в пауанг-худжанов не верю, так как не видел их работу своими глазами”, — с ходу заявил Азуар Манаф, энергичный и импозантный профессор, учившийся во Франции. Однако и он к концу получасового разговора пришел к тому, что, возможно, способности шаманов — это часть древней науки. Трое же его коллег по факультету не стали скрывать, что верят в укротителей дождя, а также в джиннов, духов и все сверхъестественное, что происходит в Индонезии, хотя научное объяснение этому дать затруднились.

Диан Тебе, организатор мероприятий из Самаринды, ведет собственную статистику. “Пауанг-худжанов зовут на 90 процентов мероприятий, — рассказывает он. — В 70−90 процентах случаев они справляются с задачей успешно. Я не особенно верю в шаманов, зову их, скорее, по традиции, ну и на всякий случай. Однако каждый раз, когда я их нанимал, дождя на мероприятии действительно не было, хотя в округе шли ливни”.

Поделиться
Комментарии