the long-necked tribe

В 30-х годах ХХ века бирманские “женщины-жирафы” работали в британских цирках. Сегодня длинношеие карены — одна из главных достопримечательностей северного Таиланда. Впрочем, отношение к экзотическому аттракциону в мире весьма неоднозначное. Активисты и борцы за права этнических меньшинств обвиняют тайские турфирмы в эксплуатации длинношеих женщин, вынужденных идти за грошовым заработком на туристическую “панель”. Представители деловых кругов возражают: Таиланд предоставил “женщинам-жирафам” работу; в пораженной геноцидом Бирме у длинношеих карен и того нет. "Моя Планета" выяснила, кто все-таки прав в этом споре и в чем разница между этнографической деревней и человеческим зоопарком?

Woman from the Kayan Lahwi tribe, Inle Lake, Myanmar

“Женщины-жирафы” принадлежат к родственному каренам горному племени падаунг, или кайян, как они себя сами называют. Племя это, в отличие от остальных каренов, исторически проживает только в Бирме. Именно его представительницы удлиняют свою шею металлическими кольцами. В результате гражданского противостояния в Бирме в 1980-ых годах борющиеся за автономию племена, включая кайян, были оттеснены к границе с Таиландом. Тогда повстанцы напрямую зависели от прозрачности границы и поставок с тайской стороны. Они подружились с тайскими властями, договорившись об организации туров на свои базы. Так женщины кайян стали туристической достопримечательностью. Со временем тайцы навели порядок на границе и депортировали большую часть успевшего перебежать народа, но к золотоносным кайян проявили милосердие: в провинции Мэхонгсон появилось поселение длинношеих карен. Сегодня большая часть туристов, желающих взглянуть на экзотических женщин, едет именно туда.

Maternal Emulation

Когда говорят об эксплуатации длинношеих женщин в Таиланде, то речь идет прежде всего об их правовой и экономической незащищенности. Согласно закону тайское гражданство получают те представители горных племен, которые могут доказать, что проживали в Таиланде до 1976 года. Кайян пришли позже и потому гражданами не являются. А если нет гражданства, то нет доступа к образованию, медицинским услугам, нет права работать на земле, на человека не распространяются нормы трудового кодекса. Поэтому специально созданные для нужд туристов этнографические деревни в Тайланде, куда тайцы приглашают женщин из Бирмы и оформляют им рабочие визы, становятся единственной возможностью выжить и прокормить свои семьи.

Один входной билет в деревню длинношеих карен (тнографическое поселение “Союз деревень горных племен. Длинношеие карены”, Union of Hill Tribe Villages) стоит 300 бат (около 8 евро). А 300 бат — это минимальная оплата труда за день в Таиланде. Но очень часто работающие там женщины, демонстрирующие свои шеи, не получают даже эту сумму.

IMG_0552

Традиционный образ жизни кайян в деревне не представлен. Так как у кайян нет в Таиланде полей и права работать на них, то мужьям и сыновьям длинношеих женщин здесь делать нечего, кроме как заниматся торговлей сувенирами на местном рынке в этой же деревне.

Другими обязательными “экспонатами” тайских этнографических деревень являются коренные для Таиланда представители акха, лису, йяо, палонги, карены и другие народности. В 1960-ых годах тайское правительство переселило их с гор в долины, запретив заниматься традиционным промыслом — подсечно-огневым земледелием и выращиванием мака. Те представители племен, что вовремя позаботились о получении документов, стали полноценными гражданами страны. Одни живут в городах, другие остались в родных поселениях и работают на земле.

Hill tribes village

Впрочем, несмотря на то что поселения эти официальны, государство их почти не поддерживает. Главную помощь тайским этническим меньшинствам сегодня оказывают частные благотворительные организации и христианская церковь. Последняя вдобавок обращает подопечных в свою веру, ускоряя исчезновение самобытных культур.

Поделиться
Комментарии