Наше необычное путешествие в Таиланд началось в сентябре этого года. Нет, это были не знаменитые пляжи, шумные тайские города — нам предложили познакомиться совсем с другим Таиландом.

Предисловие

У всех тайцев длинные и сложные имена, но прозвища, наоборот, очень простые и легко запоминающиеся. Даже на визитных карточках иногда можно прочитать оба варианта. Например, у шеф-повара ресторана на острове Ко-Талу на табличке, прикрепленной к форме, написано: Mrs Lamyong Pakdeepattanasanti (Yong). Когда в тайской семье появляется на свет ребенок, то по традиции сначала родители дают ему прозвище и только потом полное имя. Это короткое имя, данное с рождения, совсем не совпадает с официальным и не является его сокращением. Оно закрепляется за человеком на всю жизнь, и теперь вся родня, близкие и друзья буду называть его исключительно по прозвищу.

Как предполагают, такая традиция давать людям дополнительные имена появилась во времена Средневековья, когда на территории современного Таиланда существовало Царство Сукхотай. В отличие от сегодняшних дней, когда родители выбирают детям прозвища, руководствуясь исключительно личными предпочтениями и вкусами, в древности короткое имя всегда было связано с внешностью или характером новорожденного. Иногда детям давали вообще странные, оскорбительные имена — например, Свинья или Толстяк. Это делалось для того, чтобы уберечь ребенка от злых духов и колдовских чар.

Странная гора и горячая морская вода

Из старейшего тайского курорта Хуахина мы отправились в сторону национального парка Кхао Сам Рой Йот. Сначала на туристическом автобусе наша группа доехала до храмового комплекса Ват Као Тао. Тайское слово “Као” означает “гора”, а “Тао” переводится как “черепаха”. И действительно, храм стоит на возвышенности, превращая всю местность в настоящую тайскую сказку — здесь и декоративные перила лестниц, и пещеры с красивыми скульптурными композициями, площадки для медитаций и пикника, резные беседки и необычные павильоны. Небольшие лесенки и переходы соединяют жилища монахов, охраняющих покой этого священного места.

Нагулявшись по храмовому комплексу, мы отправились дальше. Но уже не на автобусе, а на велосипедах. 15 километров по горным тропам в жару — не очень-то привлекательное занятие. Хорошо, что часть пути пролегала вдоль пляжа Лаем-Сала, где можно было “остудиться", искупавшись в море. Правда, охладиться не получилось — температура воды в море была 35-36 градусов, и, разгорячившись на велосипеде, при входе в море казалось, что вода — настоящий кипяток.

Карстовая пещера Прая Након спряталась в горе, ради которой мы и крутили так долго педали по изнуряющей тайской жаре. Усталость от велосипедного похода сразу испарилась — перед нами открылся удивительный мир чудес, спрятанных в недрах земли. Застывшие водопады сталактитов, деревья причудливой формы, растущие вопреки всем законам природы — все это можно увидеть в диковинной пещере.

Далее нас ждал крошечный остров Ко-Талу, в названии которого упоминается “отверстие”. Это самое отверстие является главной достопримечательностью острова — каменную арку, напоминающую дырку, в скале промыли морские волны. Чистейшая, прозрачная вода, отличный пляж, множество рыбок, плавающих почти у берега делают это место очень живописным.

Выращивание кораллов

В Таиланде есть много зон близ островов и пляжей, где в результате большого потока туристов исчезают драгоценные коралловые рифы. Например, на пляже залива Майя Бэй на острове Ко-Пхи-Пхи-Ле, где снимался знаменитый фильм “Пляж”, коралловые рифы были почти полностью уничтожены. Для сохранения и восстановления уникальной морской фауны власти страны были вынуждены полностью закрыть для посещения это популярнейшее туристическое место. В отличие от Ко-Пхи-Пхи-Ле на острове Ко-Талу не ждут, когда туристы доведут экосистему до критического состояния. Каждый день сотрудники острова ведут ожесточенную борьбу за улучшение состояния окружающей среды и делают все возможное, чтобы толпы туристов не уничтожили местные природные достопримечательности.

Сания Сримала по прозвищу “Бой”, специалист по кораллам, может часами рассказывать про удивительный мир коралловых полипов и о том, как может человек сохранить эту фантастическую природную достопримечательность. По его словам, туристы, восхищаясь кораллами, часто не знают, насколько они хрупкие и чувствительные — до них нельзя дотрагиваться, например, во время дайвинга.

Кораллы растут очень медленно. Например, тот тип кораллов, который чаще всего встречается в Таиланде, растет в среднем 4 сантиметра в год. Поэтому на восстановление уничтоженного кораллового рифа может уйти не один десяток лет.

Именно поэтому в Таиланде были открыты специальные фермы по выращиванию кораллов. Здесь в течение долгого времени занимаются тем, что пытаются не только восстановить коралловые рифы, но и вырастить новые.

Для “посадки” берут поврежденные людьми или гидроциклами фрагменты кораллов, аккуратно разрезая из на несколько частей, и помещают в ведро с водой. Потом на металлических решетках резинками закрепляют небольшие бетонные основания с выемками. В каждую такую выемку заливается специальный клеевой раствор, в который и помещают фрагмент коралла. Делать это надо очень быстро, так как кораллы не могут долго находиться без воды. На одну решетку помещается в общей сложности до 14 фрагментов кораллов. Когда клей схватится, закрепленные на металлической решетке кораллы погружают в ту часть моря, где восстанавливают коралловый риф.

Необычные занятия продолжаются, или Черепаха по прозвищу Балтика

Ранее утро на острове Ко-Талу. Мы проснулись в шесть утра, чтобы успеть насладиться пустым пляжем, еще не обжигающим солнцем, теплой морской водой, плаванием на SUP-борде или каяке. Температура воздуха уже в это время была 34 градуса, а вода 36 градусов — в холодное время, наверное, о таком мечтают все жители Эстонии.

После завтрака в гостинице наши приключения продолжились — нас ждал поход в джунгли. Наш руководитель Натх Кхомаптр (по прозвищу Джо) решил нас подбодрить и рассказать, что крокодилов и медведей в здешних джунглях уже не водится, а вот змей, пауков и прочих не совсем приятных обитателей мы встретить все же можем.

По дороге Джо то и дело останавливался, предлагая нам попробовать местные ягоды, изучить какой-то диковинный тайский цветок или полюбоваться узорами паутины. Про самого паука Джо ничего сказать толком не смог, но на всякий случай посоветовал держаться подальше — пауки в тайских джунглях очень ядовиты.

Конечным пунктом нашего похода была ферма по выращиванию черепах. Эта сравнительно небольшая по площади территория представляет собой настоящий “детский сад” для черепах. Живут они здесь в многочисленных бассейнах, а ухаживает за ними Бунлоет Пхуюк Тонг — молодой таец, который приветливо улыбается каждому, кто заглядывает в его черепашье царство. Когда он берет на руки черепаху, кажется, что он даже говорит с ней на ее, черепашьем, языке — по крайней мере, черепаха как-то странно кивает в ответ на странные слова своего владельца. Абсолютная гармония человека и пресмыкающихся.

На ферме пытаются сохранить и восстановить популяцию биссы — морской черепахи вида Eretmochelys imbricata. На протяжении последних столетий этот вид черепах массово истреблялся — из панциря биссы делали всевозможные украшения, яйца биссы всегда считались деликатесом во многих странах мира, а из молодых особей изготавливали сувениры. По этим причинам, несмотря на довольно широкий ареал, этот вид черепах находится под угрозой.

Сегодня на ферме внимательно следят за черепахами, моют их панцири, защищая от паразитов, кормят и собирают вылупившихся из закопанных в песок яиц новорожденных черепах. Когда черепахи становятся достаточно взрослыми (7-8 месяцев) или достигают в длину около 20 см, их отпускают в море. Нашей группе посчастливилось “покрестить” одну такую черепаху. Бунлоет Пхуюк Тонг принес взрослую особь биссы, взвесил ее, замерил, занес все данные в специальную книгу и предложил нам дать ей имя. Посовещавшись, мы нарекли ее “Балтикой”. Именно такая метка и появилась на панцире нашей черепахи. Бунлоет Пхуюк Тонг поднес ее к морю, опустил на песок и отошел в сторону. Видимо, Балтика еще никогда не видела моря, поэтому первые шаги ее были очень робкими. Но, сообразив, что ее отпустили в живую природу, она довольно быстро ступила в море и уже через пару минут скрылась в морской пучине.

Поскольку у каждой выращенной черепахи есть специальная метка, можно проследить их распространение в мире. Например, известно, что тайские биссы доплывают до берегов Колумбии. Кто знает, где сейчас наша Балтика, может быть, она тоже бороздит просторы морей и океанов, а может, обитает где-то рядом с прекрасным и таким разнообразным Таиландом.

Поделиться
Комментарии