Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка. В мире есть абсолютные вещи: морские течения и времена года. И то, что по утрам восходит солнце. И то, что маяки светят. Туве Янссон. "Папа и море"

Туве Янссон, создательница муми-троллей, всегда любила море. Еще в детстве она с семьей проводила каждое лето на островах в архипелаге Пеллинки, что неподалеку от Порвоо, где не раз видела маяки. Эти сооружения часто встречаются на ее рисунках и эскизах. Девочкой Туве мечтала стать смотрителем маяка на острове Куммельшер, но с этой мечтой пришлось проститься. Другой маяк из детства Туве, Глосхольм, пожалуй, сильнее всего напоминает знакомый по книгам Муми-дом. Именно Глосхольмский маяк служил ориентиром для кораблей до строительства Сёдершера, о котором и пойдет речь ниже.

Soderskar-overview.jpg

Первыми остров, где ныне возвышается Сёдершер, открыли для себя рыбаки. Долгие столетия, вплоть до XX века, рыбацкие суденышки бросали якорь у берегов островка под названием Маттландет, а их владельцы коротали ночи и пережидали нередкие на Балтике штормы в скромных деревянных хижинах, пользоваться которыми мог любой желающий. В середине XIX столетия на соседнем островке Коккомаа была основана лоцманская станция и построен небольшой домик, в котором по очереди дежурили лоцманы. В то время Финляндия еще находилась под российской короной, и оживленное морское движение и торговля с Россией делали необходимым строительство маяка. Сёдершерский маяк было решено возвести вблизи открытого моря, где с острова Маттландет его свет был виден на расстояние 15 морских миль (27 км). Предварительные чертежи создал Альберт Эдельфельт, отец знаменитого художника.

Сёдершер был построен в 1862 году. Изначально планировалось, что башня будет сложена из серого гранита, но что-то пошло не так. Строительный материал кончился где-то на восьми метрах, и остаток пришлось выкладывать из кирпича. После настал черед жилых строений для работников — так неподалеку от маяка появился красный домик смотрителя и несколько построек поменьше, где жили ученики смотрителя с семьями. Если верить сохранившимся рассказам, не все обучались профессии добровольно: перспектива провести всю жизнь практически в одиночестве на суровом острове посреди волн и бурь некоторых попросту ужасала. Ученики пускались в бега, их ловили и возвращали на остров, основательно поучив уму-разуму розгами. После третьего попытки побега такие люди считались вне закона, после чего любой мог застрелить беглеца как собаку и даже получить за это награду.

Жизнь на острове была более чем скромной, а временами даже скудной. Основной пищей была рыба и другие морские обитатели, включая…тюленей. В наши дни тюленятину трудно представить на столе, но еще в начале XX века похлебка из тюленя была довольно распространенным блюдом по всему побережью Балтийского моря. Ели ее и на маяке. С большой земли на Сёдершер также доставляли более удобоваримые продукты — консервы, сушеный хлеб и картофель. Рацион обитателей Сёдершера, впрочем, оставался скудным круглый год. Скрашивала досуг, пожалуй, только сауна — ее построили в 1876 году.

И день был совершенно такой, настоящий, словно предназначенный для того, чтобы вступить во владение маяком. Туве Янссон, "Папа и море"
В конструкции маяка вскоре после постройки заметили недостатки: башня шаталась в шторм, и под сильным ветром кирпичная стена изгибалась самым угрожающим образом. Маяк нужно было срочно укреплять. Из стальных шпал, обручей и бетона маяку соорудили своеобразный корсет, угроза обрушения отступила.

Маяк был обновлен в период, когда лоцманская служба в Финляндии была русифицирована (1911-1917 гг.). Хранителем маяка Сёдершер, как и многих других маяков в Финляндии, стал русский. В то же время начали понемногу изменять застройку острова: дом хранителя маяка перенесли в более укромное место на соседний крошечный островок Бастуландет, ныне соединенный с главным островом веревочным мостиком. Также была построена т.н. Русская Вилла — Рюсвиллан, которую снесли только в 1960-х годах. Тогда же на острове появилось телефонное сообщение — телефонные провода протянули по морскому дну до острова Суоменлинна. Это было важно — во время советско-финских войн и Второй Мировой на острове была расположена зенитная установка для обороны финских берегов, а в маяке находился телефонный штаб наблюдения: когда приближались вражеские самолеты, дежурный мог быстро передать на материк информацию о готовящемся налете.

Söderskärin majakka

В военное время на острове был разбит лагерь на несколько солдат и медсестер. Защитники лагеря при нападении были готовы обороняться с помощью ружей и пулеметов, однако на остров за все время ведения боевых действий так никто и не напал. Маяк Сёдершер в военные годы оставался затемненным, но на острове все равно дежурили лоцман и смотритель.

Когда он оглянулся посмотреть на свой остров, то увидел полосу яркого света, шарившую наугад по морю. Свет достигал пустынного горизонта и мер­но возвращался назад вместе с волнами.
Маяк снова горел. Туве Янссон, "Папа и море"
После того, как война закончилась, на Сёдершере вновь загорелся свет. Смотрители маяка продолжали свою работу вплоть до 1957 года, когда Сёдершер автоматизировали. После того, как с острова уехали люди, Министерство сельского и лесного хозяйства основало там станцию наблюдения за дикой природой — на острове гнездились и до сих пор обитают редкие птицы, среди которых — чеграва, галстучник и гага.

Маяк верой и правдой служил мореплавателем до 1989 года, когда его огни погасли навсегда. Судоходство в этом регионе развилось и изменилось настолько, что маяк больше не имел существенного значения с точки зрения безопасности. Острова Маттландет и Бастуландет превратились в заповедную зону, закрытую для посещений: побывать на маяке можно лишь в короткий летний период с полуторачасовой экскурсией. Ограничение на визиты ввели, чтобы защитить дикую природу острова.

Mökki kalliolla

Посетить остров с групповой экскурсией можно в период с 01.05 по 30.9. Высадка на частных лодках и яхтах разрешена с 1.08.

Отсюда — и сюда. Вот здесь мы будем жить. Здесь земля вращается вокруг моего маяка, гордого и прямого, окруженного всеми опасностями, какие только таит в себе море. Туве Янссон, "Папа и море"
А что же муми-тролли? Многие считают, что Сёдершер — это именно тот маяк, куда терзаемый душевными метаниями глава муми-семейства в минуту прихоти увез своих домочадцев в книге “Муми-папа и море”, но это не совсем так. Скорее всего, гигантский маяк муми-троллей — собирательный образ всех маяков, которые так любила Туве. Однако Сёдершер — один из немногих, сохранившихся до наших дней.

Среди яхт, качающихся на волнах у острова, кажется, даже можно разглядеть “Приключение” — лодку муми-семейства…

Поделиться
Комментарии