Обращение эстонцев в христианство в XIII веке положило начало закладке рождественских традиций на территории нашей страны. Конечно, по началу праздновали очень тихо и скромно — ничего не напоминало то трепетное отношение к Рождеству, какое есть сейчас.

Но постепенно праздник прижился, полюбился, а у местного населения появился целый “свод” правил по подготовке и проведению этого долгожданного дня.

Например, было принято кого-то из семьи в день перед Рождеством маскировать в гуся. Его главная задача заключалась в том, чтобы не давать покоя детям, мешать стряпать хозяйкам, пугать моющихся в бане. “На гусе была вывороченная наизнанку белая шуба, кривая палка вместо клюва в руке, сам ходил на четвереньках, приволакивая одну ногу. Заставлял детей читать и поклевывал их, если плохо себя вели. А потом просил пива”. От рождественского гуся пытались спрятаться — по примете, если не испугаешься или не повстречаешься с рождественским гусем, то весь год пройдет спокойно и мирно. (После Рождества гуся сменял ряженый в костюме козла, который также озорничал и развлекал как себя, так и других.)

К Рождеству хозяйки пекли специальный ячменный хлеб, именуемый праздничным боровом или рождественской лепешкой. Такой хлеб отличался от будничного тем, что имел форму круглого или продолговатого каравая с четким отображением амбарного замка, кольца или какого-то особого узора на самом верху. Бывало, что рождественский каравай выпекали в форме поросенка. Самое удивительное, что такой красиво оформленный хлеб не ели — его ставили на самое видное место и держали там в течение всех праздников от Рождества до Нового года. И только потом скармливали домашней скотине с целью обеспечить плодородие земли, урожайность зерна, силу и стойкость домашних животных, а также всяческое благополучие в предстоящем году.

Jõuluküla.Vabaõhumuuseum

Все дни, когда хлеб красовался на столе, вокруг него периодически должен был танцевать и петь кто-то из членов семьи. Это мог быть и маленький ребенок, и девушка на выданье, и пожилой старик. Его наряжали в шкуру овцы, под одежду до отказа набивали солому, украшали мхом, давали палку и ждали веселья — ряженый должен был скакать вокруг стола в праздничным боровом и развлекать семью. Все сопровождалась криками, шумом и гамом.

В наши дни рождественский хлеб выпекают разве что в маленьких хуторских хозяйствах или деревнях, где пожилые хозяйки еще помнят эту традицию. По всей же Эстонии главными блюдами рождественского стола стали кровяная колбаса и ароматные пипаркооки. Раньше у жителей Эстонии был еще обычай оставлять в сочельник на столе какую-то еду, чтобы устроить праздник душам умерших родственников и дорогих сердцу людей. В некоторых землях Эстонии с этой же целью на подоконник ставили зажженную свечу.

Jõuluküla.Vabaõhumuuseum

Прочное место среди рождественских традиций занимало гадание. “В сочельник в Юриском приходе исстари бытовал обычай узнавать свое будущее с помощью туфли. Это проходило следующим образом: девушка, стоя спиной к двери, через плечо бросала в ее направлении туфлю. Если туфля падала носком к двери, это предвещало свадьбу в наступающем году, если задником, то скорое замужество не предвиделось”.

Елки стали появляться в домах жителей Эстонии только в начале XX века. Первыми украшениями на них были яблоки, груши, орехи и, ценные по тому времени, разноцветные фантики или фольга. Чуть позднее появляются уже первые елочные игрушки — сделаны они были из соединенных между собой в причудливой форме соломинок.

Jõuluküla.Vabaõhumuuseum

На утро Рождества поздравляли друг друга с праздником и ехали в церковь, после которой, вернувшись домой, продолжали веселиться, петь, играть и наслаждаться рождественскими яствами.

Поделиться
Комментарии