Куршская коса или Курши-Нерия, как называли ее местные рыбаки-курсениеки, переселенные в Германию вскоре после Второй мировой войны, — полоса белого мельчайшего песка длиной 98 километров, зажатая между соленым Балтийским морем и пресноводным Куршским заливом. Сегодня бывшая прусская территория оказалась поделена почти поровну между Калининградской областью РФ и Литвой.

Pilkosios kopos1.jpg

Тысячи лет Балтийское море намывало песок недалеко от устья Немана, а ветры разносили его на огромные расстояния, формируя полуостров в форме изогнутой сабли, ширина которой колеблется от 400 метров до трех с лишним километров.

Curonian Spit - Neringa - 114

Такие ландшафты, созданные ветром, геологи называют эоловыми, и Куршская коса считается крупнейшим подобным образованием в мире: “лысые” и уже облесенные дюны тянутся здесь непрерывной грядой почти на сто километров, вырастая до 68 метров над уровнем моря — высоты двадцатиэтажного дома. Некогда подвижные и сыпучие, сегодня куршские дюны на две трети покрыты уникальными лесами, растущими на голом песке. В них водятся кабаны, лоси, косули, зайцы, лисы, волки и несчетное количество птиц: ежегодно над косой пролетает 20-30 миллионов пернатых, сто видов которых здесь остаются гнездиться. Все это зеленеющее, кричащее и галдящее приморское многообразие попало в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. Не в качестве живописнейшего природного объекта, а как грандиозный памятник культуры: ландшафт, созданный человеческими руками.

Куршская коса, как полуостров, образовалась около семи тысяч лет назад, и в те времена, судя по всему, была покрыта широколиственными лесами с преобладанием дуба, граба и бука. С началом промышленной революции в Европе началась массовая вырубка лесов для производства древесного угля, и Восточная Пруссия не была исключением: к XVIII веку роскошные куршские леса оказались почти полностью сведены. Что привело к “песчаной катастрофе”.

Image-Lithuania Juodkrante sand dunes.jpg

Берега, лишенные естественной “арматуры” из древесных корней стали разрушаться: морские волны вымывали плодородный слой почвы, взамен выбрасывая тысячи тонн песка. Далее за дело брались ветра, дующие на косе почти постоянно: они разносили песок на десятки километров, навевая огромные горы — дюны. За двести лет Куршская коса из лесистого полуострова превратилась в пустыню с “блуждающими” песками.

Немецкие хроники XVIII-XIX веков рассказывают, что дюна с балтийского берега под воздействием ветра за год могла “пройти” косу насквозь, и осыпаться уже в Куршский залив. За ней шла следующая, еще более громадная, и так продолжалось из года в год. Полтора десятка рыбацких деревень на Косе погибли под многометровым слоем песка. Единственный почтовый тракт из Восточной Пруссии в Россию оказался практически непроезжим из-за песчаных пересыпей. Местные жители — прежде лесорубы и рыбаки, начали строить разборные дома, которые можно было быстро перенести на новое место. А в лютеранском храме главного поселка Косы — Росситтен, устроили две кафедры: священник выбирал ту или иную в зависимости от направления ветра, чтобы песок не попадал в рот во время проповеди.

Rasytė2.JPG

Сегодня Росситтен зовется Рыбачьим и находится на российской территории Куршской косы. Это зеленый поселок с пахнущими рыбой улицами, где крытые черепицей дома соседствуют с панельными двухэтажками, а краснокирпичная лютеранская некогда кирха освящена в честь православного святого Сергия Радонежского. В сосновом лесу в паре километров от храма сереет простой деревянный крест, к которому ведет еле заметная колея. Крест установили в 1992 году на месте заброшенного лютеранского кладбища. Среди высокой травы и кустов виднеются лишь несколько старинных надгробий, одно из которых, датированное 1904 годом, отмечает могилу Вильгельма Франца Эфа — человека, победившего пески.

Wald der tanzenden Bäume01.jpg

“Высотой Эфа” называется самый популярный маршрут национального парка, ведущий на гребень Ореховой дюны, что пятидесятиметровой громадой нависает над черепичными крышами села Морское. В 1880-х Морское, носившее тогда имя Пилькоппен, могло бы стать очереднымпоселением, погребенным под слоем песка. Если бы не целеустремленность лесовода Эфа, с упорством маньяка сажавшего в этот песок деревья.

Еще в конце XVIII века власти Восточной Пруссии объявили конкурс на спасение Куршской косы. Инженеры предложили соорудить вдоль всего балтийского берега полуострова искусственную “авандюну”, которая препятствовала бы выбросу на пляжи новых порций песка. А ботаники Кенигсбергского университета начали испытывать различные виды растений на приживаемость в специфических условиях “балтийской пустыни”. Так кедр с Аравийского полуострова, падуболистная магония и робиния из Северной Америки, скумпия и черная сосна с берегов Средиземного моря — растения, способные расти на песках, и в то же время достаточно устойчивые к зимним холодам, зазеленели на берегах Балтики. Сегодня, из 169 видов деревьев и кустарников, произрастающих на Куршской косе, 91 вид интродуцирован — то есть, перенесен человеком из других ареалов обитания. Но главной спасительницей Куршской косы стала низкорослая сосна, что стелется сегодня по вершинам дюн.

Nidos kopos 2008.jpg

“Горная сосна, широко распространенная в Карпатах и Альпах, привыкшая к скудным каменистым почвам и сильным ветрам, стала тем “оловянным солдатиком”, который сдержал натиск песков”, — объясняет старший лесничий лесоводства “Золотые дюны” Галина Костенкова, потомственный лесовод, более тридцати лет высаживающая деревья на Косе. Ее родители были среди первых советских специалистов, переехавших после войны в окрестности Кенигсберга — нынешнего Калининграда. Технологии озеленения прибрежных песков им никто не передавал, разгадать секрет успеха предшественников помог ветер: там, где корни старых вековых сосен оголялись, всегда виднелись комья ссохшейся коричневой почвы. Оказалось, под каждое дерево при посадке прусские лесоводы закладывали ком глины. Эта технология позволила в самом конце XIX века остановить наступление песков на Пилькоппен, за что лесовод Франц Эфа получил неофициальный титул “короля дюн”.

Туристы с фотокамерами с грохотом шагают по деревянным мосткам “Высоты Эфа”, проложенным точно по границе “белых” и “зеленых” дюн: слева от помоста тянется сосновый лес, справа открываются виды на многокилометровую цепь голых песчаных холмов, окруженную зеленым морем лесов.

После передачи Восточной Пруссии Советскому Союзу лесоводы продолжили дело своих немецких предшественников, засаживая дюны преимущественно сосной. И даже немного перестарались. Свободно развеваемые пески сегодня занимают не более двух процентов от общей площади Куршской косы, и эта цифра продолжает уменьшаться. Если раньше нужно было спасать леса, то сейчас — дюны. Без них Коса, безусловно, потеряет в эстетической привлекательности.

Curonian Spit sand dunes

“Белые пески”, которых не коснулось озеленение, сегодня объявлены заповедной зоной национального парка, полностью закрытой для посещения. Однако площадь и высота знаменитых куршских дюн — высочайших в Европе, неумолимо снижается. По-прежнему благодаря человеку.

Трехкилометровый маршрут к гребню Ореховой дюны полностью вымощен деревянным настилом, предохраняющим тонкий плодородный слой от вытаптывания, за которым неминуемо следует эрозия склонов. О последней не дают забыть “котловины выдувания” — желтеющие песочным нутром воронки, которые ветер время от времени выдувает посреди обычного с виду соснового бора. Но предупреждениям внемлют не все: от смотровой площадки в сторону соседних песчаных гор тянется свежая цепочка следов, быстро заметаемая ветром.

Гуляя по пескам, люди просто не представляют последствий! После массовой фотосессии на гребне дюны, та запросто может сойти в Куршский залив! Песчаный склон осыпается еще несколько часов после того, как по нему прошел человек!

Куршская коса — один из самых посещаемых национальных парков севера Европы, каждый год здесь бывает более миллиона туристов. Большинство хотят увидеть знаменитые песчаные горы, и желательно по ним прогуляться. Для чего в национальном парке устроены специальные туристические маршруты с полезными информационными щитами, приятными смотровыми площадками и километрами деревянных мостовых, лучше любого гида рассказывающих о мире Куршской косы: хрупком балансе песков, лесов и воды.

Источник: GEO

Поделиться
Комментарии