5 сентября 1869 года в Баварии был заложен первый камень Нойшванштайна — одной из королевских резиденций, которой предстоит войти в число важнейших достопримечательностей всей Германии. Подготовительные работы на месте начались еще раньше — нужно было взорвать часть скалы, разровнять участок, подготовить фундаменты и проложить дорогу.

Сам заказчик — баварский король Людвиг II на торжественной церемонии не присутствовал. В этот день он находился в замке Берг. В фундамент были замурованы королевская грамота, строительные планы, портрет Людвига II на фарфоре и по одному экземпляру каждой из баварских монет, выпущенных со времени вступления этого монарха на престол. Святыми покровителями стройки были провозглашены Дева Мария и французский король Людовик IX.

Сказочный замок

В любом замке есть что-то мистическое, загадочное. Практически каждый мог быть или может стать местом действия какой-нибудь сказки, древней легенды или романтической истории — о любви, коварстве, победе добра над злом.

“На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит…”

Нойшванштайн — немецкий эталон сказочного замка — спрятался на скалистом склоне в тиши баварских Альп. Высокие деревья, словно бывалые солдаты, охраняют дорогу к нему, укрывая ее своими пышными кронами. В них богатым уловом, как рыба в сетях, плещутся лучи яркого горного солнца.

Этот замок построили, простите за умышленный повтор, по мотивам сказок, древних легенд и романтических историй — о любви, коварстве, победе добра над злом. “Местом действия” он не был, скорее — местом бездействия. На каждом шагу и по замку, и на подступах к нему — смесь реальности и вымысла, истории и легенд.

В позапрошлом веке здесь по горным дорогам на конной упряжке, наслаждаясь одиночеством и одновременно страдая от него, по ночам любил кататься баварский король Людвиг II. В последние годы своей жизни он все больше и больше становился отшельником, окончательно ушедшим в собственный вымышленный мир, населенный героями легенд — о Парсифале, Тангейзере, Лоэнгрине…

“Сказочный король”, как его называют, часто поднимался вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке, названному так в честь его матери — принцессы Марии Фридерики Прусской. С моста замок виден как на ладони. В такие вечера по приказу Людвига II во всех помещениях Нойшванштайна зажигали свет, чтобы под звездным небом он мог издали любоваться своей резиденцией — приютом коронованного затворника, театром одного зрителя, в котором оперы давали только для него. В наши дни укромный уголок на мосту давно превратился в смотровую площадку для миллионов туристов.

Во время таких прогулок Людвиг II любил представлять себя в образе мифического Рыцаря Лебедя — Лоэнгрина, иногда даже переодевался в его костюм. Согласно легенде, этот загадочный рыцарь появляется на озере в лодке, которую тянут лебеди. Он должен спасти деву, но она никогда не должна спрашивать о его происхождении… Однако не будем пересказывать весь сюжет, который лег в основу оперы “Лоэнгрин” Рихарда Вагнера.

Согласно другому преданию, сама баварская династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, берет начало от средневековых рыцарей, замок которых располагался здесь у “Лебединого озера“ — Шванзее. Они владели им несколько столетий, начиная с XII века, но затем покинули эти альпийские места. Старый замок постепенно превратился в руины, на которых отец Людвига II — Максимилиан II построил свою летнюю резиденцию Хоэншвангау.

Основой для плана замка Нойшванштайн, куда мы сейчас держим путь, с его романтическим антуражем и остроконечными тонкими башнями стали эскизы декораций, которые театральный художник Кристиан Янк подготовил к постановке вагнеровского “Лоэнгрина”. В строительстве участвовали архитекторы Эдуард Ридель и Георг фон Дольман. При проектировании также использовались планы средневекового замка Вартбург, ставшего в XIX веке одним из главных символов немецкого романтизма.

Нетипичная история

Обычно, когда речь заходит о немецких замках, историю каждого из них можно рассказывать бесконечно долго. Они строились, перестраивались, переходили из рук в руки и от поколения к поколению, подвергались осадам, разрушались и восстанавливались, их хозяева совершали подвиги или отвоевывали себе место в летописях с помощью каких-то других трюков, в них подписывали важные соглашения или заключали сделки с далеко идущими последствиями, содержали пленников, заключали браки…

Историю замка Нойшванштайн можно рассказать быстро. Хотя выглядит он издалека старым и загадочным, строительство его было начато в 1869 году и продолжалось 17 лет. Уже через несколько недель после смерти его первого и последнего владельца Людвига II замок открыли для посетителей, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы. Вот, в общем и целом, и вся история. Да, раньше на этом месте располагался средневековый замок Шванштайн (“Лебединый утес”), но во времена Людвига II от него остались только руины, которые сравняли с землей, чтобы укрепить скалу.

Людвиг II вырос в родовом “Лебедином замке“ — Хоэншвангау — летней и охотничьей резиденции Виттельсбахов, залы которой украшены картинами и росписями по мотивам немецких легенд. Воспитывался принц в строгости, придворная жизнь его угнетала, и юный мечтательный Людвиг искал убежища в романтическом мире сказок, герои которых смотрели на него со стен.

Интроверт, он часами мог разглядывать эти картины, перевоплощаясь, оказываясь участником сюжетов. Сюжет его реальной жизни резко меняется в 1864 году после внезапной смерти короля Максимилиана II. В восемнадцатилетнем возрасте Людвиг II восходит на баварский престол. И уже через пять лет в 1869 году приступает к строительству собственного замка Нойшванштайн рядом с отцовским, в котором по-прежнему проводит много времени.

В Хоэншвангау продолжает жить и его мать, занимая покои королевы, — Людвиг, хотя и был помолвлен, так и не женился. У историков практически не вызывает сомнений тот факт, что высокий и статный король-красавец испытывал страсть к представителям своего пола и всю жизнь был вынужден подавлять в себе эти чувства.

Эрзац реальной власти

Бавария в середине позапрошлого века была монархией конституционной, с сильным правительством в Мюнхене. В начале царствования Людвиг II достаточно энергично участвовал в управлении страной, особое внимание уделял развитию культуры и искусства, продолжая традиции своего отца, но власть его была ограничена.

Обычно дворцы и замки в Европе строились для демонстрации абсолютной власти и могущества их владельцев. В случае с Людвигом II, как указывают историки, ситуация была другой. Его сказочный замок Нойшванштайн был своего рода объектом для проекции внутреннего мира и устремлений, эрзацем, игрушкой. Строился он совсем не для демонстрации власти и вдали от ее центра — Мюнхена.

На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма в размере шести миллионов золотых марок, что в итоге стало последним аргументом для отстранения Людвига II от престола под предлогом его “безумия”. Огромные средства из баварской казны были потрачены и на другие резиденции — Линдерхоф и Херренкимзе (Herrenchiemsee). Однако ими Людвиг ограничиваться не собирался.

Поделиться
Комментарии