Всю прошедшую неделю специалисты оценивали ущерб, нанесенный террористами. Глава директората древностей Сирии Мамун Абдулкарим сообщил, что серьезно пострадали наиболее известные памятники: “Два самых знаменитых храма — Бэла и Баалшамина — серьезно разрушены. Но к счастью, ущерб для основного массива древних объектов оказался сравнительно небольшим”.

Больше всего пострадал городской музей — разбиты рельефы, опрокинуты статуи, похищены артефакты. Что было украдено и вывезено, сейчас сказать сложно. Осложняет ситуацию тот факт, что боевики сожгли описи экспонатов. Они, к сожалению, существовали в единственном экземпляре. Кроме того, боевики обезглавили директора музея — 82-летнего Халеда аль-Асада, он отказывался показывать бандитам место, где спрятаны исторические ценности. Разбита статуя “Лев Аллат”, возраст которой две тысячи лет. Разрушена визитная карточка Пальмиры — знаменитая Триумфальная арка. К счастью, не пострадали уникальные сооружения — тетракионион и древний амфитеатр.

Сейчас международные эксперты спорят, как восстанавливать город. С одной стороны, разрушены его главные храмы и основные достопримечательности. С другой, оккупация города ИГИЛ — тоже часть истории Пальмиры. Одно ясно точно — на восстановление уйдут годы. Сначала поддержат неустойчивые постройки. Второй этап — сама реставрация: храмы заново соберут из обломков, как из кубиков. Третий пункт — самый спорный. Что делать с объектами, которые ИГИЛ стер с лица земли. Специалисты считают, что реставрация Пальмиры может продлиться от 5 до 10 лет.

Восстанавливать Пальмиру будут ученые всего мира. 60 организаций уже заявили о своем желании принять участие в восстановлении города. Так, например, сотрудники российского государственного музея Эрмитаж заявили о готовности присоединиться к этой миссии. Директор музея Михаил Пиотровский считает, что у Эрмитажа есть очень хороший практический опыт, прекрасные реставраторы и археологи. “Нужны международные комиссии, решения экспертов. Потому что, с одной стороны, чистота реставрационной работы. А с другой стороны — воссоздание символа, надо ли восстанавливать с нуля?“ — поясняет Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Тем временем шестиметровая копия пальмирской триумфальной арки, созданная роботом, вскоре появится на Трафальгарской площади в Лондоне. Если бы и “жемчужину пустыни” можно было бы восстановить так же быстро…

Поделиться
Комментарии