Тибет: покажи язык

Тибетские дети, похоже, единственные в мире, кого мамы не отчитывают за высунутый язык. Показать язык здесь значит поздороваться.

Традиция приветствия насчитывает 12 веков и началась после смерти царя Ландарма, у которого язык был “чернее ночи” и такой же была душа. Опасаясь, что однажды жестокий тиран вернется в новой инкарнации, тибетцы проверяют друг друга при встрече: если язык розовый, с человеком можно общаться. Руки при проверке, на всякий случай, держат скрещенными на груди.

Остров Бали, Индонезия: дьявол кроется в верхних зубах

Если до сих пор вы считали, что дьявол кроется в мелочах, на Бали вас переубедят. Ведь зубы — вовсе не мелочь! Чтобы не дать бесу, дремлющему в верхних резцах и клыках человека, вырваться наружу и толкнуть хозяина на нехороший поступок, зубы здесь принято подпиливать.

Балийцы считают, что к 16 годам ребенок должен научиться держать под контролем своих “демонов” — сиюминутные желания, жадность, гнев и ревность. И этот ритуал должен ему помочь. Правда, организовать церемонию на совершеннолетие могут только очень зажиточные индонезийцы. Те, у кого достаток скромнее, часто заказывают обряд всем своим детям “оптом”, а бедняки, случается, скидываются целой деревней. Иногда церемонию подпиливания зубов проводят на свадьбе: наверное, потому что тоже считают, что муж и жена — одна сатана.

Нигерия: а я милого узнаю в макияже

Мужчинам племени водабе, которые живут в пустыне Сахара, краситься и наряжаться не привыкать. Каждый сентябрь они выбирают лучшую из своих туник, наносят мейкап и отправляются плясать на празднике Геревол. Он напоминает конкурс красоты, на котором самых симпатичных разберут местные красавицы.

Над макияжем мужчинам-водабе приходится потрудиться: если забудешь нанести желтый цвет, лишишь себя магии, черный — откажешь в эксцентричности, а без красного тебя сочтут немужественным. Еще важно, чтобы во время танца по груди стучали ожерелья — и чем больше, тем лучше, ведь они символизируют богатство и плодородие.

Новая Зеландия: нос к носу с незнакомцем

Маори, аборигены Новой Зеландии, при встрече касаются друг друга носами. Народный обычай называется “хонги” — от слова “ха”, дыхание жизни. Соприкоснувшись, незнакомцы разделяют дыхание на двоих и становятся одним целым. После этого ритуала маори воспринимают человека не как чужака, а как друга. Традицию соблюдают даже при встречах на высшем уровне: “хонги” делают президенты, голливудские знаменитости, олимпийские чемпионы и члены королевских семей.

Похожие приветствия существуют и у других народов: аборигены Тувалу в Полинезии прижимаются щекой к щеке, самоанцы обнюхивают друг друга, а инуиты Гренландии делают “эскимосский поцелуй” — тоже носами.

"Венгрия: ребята, не чокаясь!

Если в венгерском пабе местный не чокнулся с вами бокалом пива, не обижайтесь. Этой странной традиции уже больше 150 лет.

По одной легенде, памятливые венгры не любят чокаться и поднимать тосты с бокалом пива потому, что в 1849 году австрийцы слишком бурно отмечали свою победу над венгерскими повстанцами. Пока у одних растекались реки пива, у других лились реки слез.

По другой версии, плохую примету сочинили и распиарили виноделы, когда венгры массово перешли на ячменный напиток. Испортить пиву репутацию не удалось — меньше любить его не стали, а вот традиция прижилась.

Судан и пустыня Сахара: муженек, закрой личико!

Туареги слывут самыми сильными и безжалостными воинами в Африке. Тем удивительнее, что мужчины привыкли скрывать свои лица под повязками и подчиняться женам. Женщины не прячут лиц, владеют землями и ценностями, имеют право выбирать мужа и разводиться.
Юный туарег может ходить с непокрытой головой, пока не достигнет зрелости, но на совершеннолетие получит от отца два подарка: обоюдоострый меч и покрывало. Повязку туареги окрашивают, вколачивая краску камнями. Со временем пигмент осыпается — и на коже остается след. Вот почему почему это племя часто называют “синими людьми пустынь”.

Япония: спи, подчиненный, усни

Когда японец спит на рабочем месте, его начальник радуется: человек так здорово потрудился, что свалился с ног от усталости. Поэтому во многих компаниях сотрудники после обеда устраивают получасовую сиесту — инэмури.

Некоторые руководители даже считают, что подчиненные, которые не практикуют инэмури, работают спустя рукава. Так что иногда японским работникам приходится притворяться, что они спят.

Кения: выше здоровайся, выше!

Кенийские масаи приветствуют особо важных гостей прыжками. Ритуальный танец адуму исполняют только мужчины: они становятся в круг и начинают подпрыгивать. Чем выше прыгнул — тем больше уважения гостю.

А вот если мужчины выстроились в колонну и, плавно покачивая бедрами, движутся в сторону женщин — это уже танец-флирт. Этим обрядом можно полюбоваться, когда кто-то из мужчин племени собирается сделать предложение понравившейся красавице.

Острова Тробриан: поел — женился

Жители островов Тробриан в Папуа–Новой Гвинее не усложняют брачные церемонии. Присмотрев себе жениха, тробрианская красавица отправляется к его матери и вручает той кусок веревки. Так она делает официальное предложение парню, чьего мнения при этом никто не спрашивает. После этого жених садится за стол и ест с невестой из одной плошки на глазах у соплеменников. Вот и все, теперь эти двое — семья. Еда для тробрианцев не только ЗАГС, но и валюта: туземцы используют ямс и банановые листья вместо денег.

Южная Корея: чертили красными чернилами четыре

Житель Южной Кореи никогда подпишет письмо или открытку красными чернилами — это как выгравировать имя друга еще при жизни на могильной плите. Корейцы верят, что красный цвет оберегает мертвых, а живым сулит только беды.

Двойное проклятье — написать красными чернилами цифру 4: ее название напоминает слово “смерть” по-корейски. Корейскую тетрафобию разделяют и японцы с китайцами и вьетнамцами. Поэтому в зданиях в этих странах часто нет четвертых этажей, а в конкурсах красоты и на спортивных состязаниях не встретишь участниц и игроков под номером четыре.

Испания: скачки над младенцами

Каждый год в мае жители испанского городка Кастильо-де-Мурсия приносят на главную площадь новорожденных и складывают их на перину. Вскоре появляется дьявол Колачо — его изображает местный житель, одетый в желтое с красным, с хлыстом или дубинкой в руке. Колачо разбегается и перепрыгивает через малышей, унося с собой порчи, болезни и злых духов.

Бразилия: в муравьиных рукавицах

У индейского племени сатере-маве, обитающего в джунглях Амазонии, самый безжалостный обряд инициации подростков. Подрастающим мальчикам надевают вязаные рукавицы, нашпигованные муравьями-пулями. Укус одного такого муравья по шкале боли Шмидта оценивается в 4.0+ баллов — это максимум. Те, кого эти насекомые кусали в жизни, говорят, ощущение такое, словно руку прострелили. А юноша сатере-маве должен не просто это вытерпеть, но и исполнить десятиминутный танец с муравейниками на руках. Зато вопросов, получится ли из него настоящий мужчина, ни у кого не возникает.

Албания: кто в доме за мужика?

В патриархальной Албании глава в доме — мужчина. Но если он погиб или его и вовсе не было, а передать наследство кому-то надо, то главными в семье могут стать бурнеши. Их еще называют “клятвенными девственницами”: девушки дают обет безбрачия и исполняют его всю жизнь. За это бурнеши получают мужские права — могут наследовать имущество, осваивать брутальное ремесло, курить и выпивать наравне с мужчинами.

Большинство нынешних бурнеш, которых в Албании около 3-5 тысяч, уже в преклонном возрасте. Современные девушки редко отказываются от женственности, даже из-за наследства.

Американский документальный фотограф Джилл Петерс опубликовала в 2013 году нашумевшую фотоподборку “Клятвенные девственницы Албании”, над которой работала четыре года.

Поделиться
Комментарии