В прошлом году британский фотограф Стив Джонс снимал в водах Адриатики (рядом с хорватским островом Вис) относительно хорошо сохранившийся на морском дне американский бомбардировщик B-17G Flying Fortress. Самолет был сбит огнем ПВО в 1944 году, и один из пилотов, Эрнест Винно, погиб.

Погружения в таких местах, по словам Джонса, "волнуют и захватывают", и в то же время могут навевать грустные и даже тяжелые мысли - ведь там когда-то разворачивалась трагедия. И на снимке сверху это очень ощущается.

Фотографии, которые Джонс сделал у острова Вис, оказали неожиданное влияние на его жизнь. После того как он заявил эти работы на конкурс "Подводный фотограф года" и они были опубликованы, на них обратили внимание родственники погибшего пилота.

Члены семьи Эрнеста Винно связались со Стивом Джонсом. "До этого им не приходилось видеть фотографии места его гибели, - рассказывает Джонс. - И переписка, которая затем началась между нами, значит для меня даже больше, чем то погружение".

Как признается Джонс, "часто то, что я вижу под водой, приводит меня в трепет". Однако эти своеобразные памятники наиболее кровавым страницам в истории человечества медленно, но верно исчезают.

"В ближайшие годы многие из судов и самолетов, затонувших во время двух мировых войн, исчезнут окончательно и без следа", - говорит Джонс.

Поскольку с течением времени останки все больше разрушаются, подчеркивает он, фотографируя их, "мы запечатлеваем опорные пункты в истории, которые иначе будет не увидеть никак".

"Когда вы ныряете к потерпевшему крушение и лежащему на дне судну или самолету, иногда спустя сотню лет после случившегося, ощущение такое, что время застыло", - рассказывает Андерс Нюберг, шведский фотограф-фрилансер.

Однако самое поразительное из того, что когда-либо случилось с Нюбергом под водой, ему не удалось заснять.

Он и его жена ныряли к судну President Coolidge, затонувшему в 1942 году рядом с одним из островов тихоокеанского государства Вануату. Внезапно трюм наполнился голубыми вспышками.

"Постепенно это сияние полностью окружило нас, и я почувствовал, что окончательно потерял ориентацию", - рассказывает он.

Оказалось, что странные голубые огни - это биолюминесцентные глаза рыб, косяк которых окружил Нюберга с женой. Причем феномен можно было наблюдать только в темноте - как только Нюберг включал фонарь, эффект пропадал.

По словам Нюберга, погружение к затонувшим судам или самолетам - процесс захватывающий. Это непросто и физически, и психологически, но в то же время "это своего рода медитация, она позволяет отвлечься от стресса повседневности".

Испанец Джорди Бенитес, работник банка, начал заниматься подводной фотографией 12 лет назад. "Это особенное чувство - понимать, что ты оказался там, где десятилетия назад были люди, они плавали на этом судне по морям, и у каждого была своя судьба".

"Кроме того, мне очень нравится видеть, как море превращает огромный кусок стали в новый дом для рыб, и как вокруг обломков кораблекрушения создается новая экосистема".

"Я люблю нырять к "Тиселгорму", потому что там до сих пор можно найти много того, что относится ко Второй мировой, - говорит Бенитес. - Когда вы видите велосипеды, грузовики, вагоны, крылья самолетов… вам кажется, что вы вернулись на 70 лет назад".

Поделиться
Комментарии