Буркина-Фасо: родина честных людей
На русский Буркина-Фасо переводится как “родина честных людей”. Это название в 1980-е годы придумал “африканский Че Гевара” Том Санкара — известный своими левацкими убеждениями армейский капитан, пришедший к власти на волне военного переворота. Наименование закрепилось, несмотря на то, что новоиспеченный глава был казнен в ходе очередного путча. К слову, “мини-революции” происходят здесь регулярно: последняя, например, случилась буквально месяц назад. Новое название точно характеризует добродушных буркинабе, народа Буркина-Фасо.
Надо сказать, этот африканский уголок не обладает какими-либо известными на весь мир достопримечательностями. Большинство путешественников воспринимают его как транзитный пункт на пути из старинных сахарских городов Мали к рабовладельческим фортам Ганы. Однако, попав в Буркина-Фасо, многие остаются здесь недели на две — наслаждаться настоящей, не испорченной турпотоком страной. И щекочущим самолюбие чувством первооткрывателя — ведь, по правде говоря, мало кто догадывается о существовании этого колоритного места.
В ритме Уага
Главный город страны — Уагадугу, или просто Уага, что значит “место обретения славы и почета”. Столицей он стал еще 500 лет назад, когда был выбран резиденцией правителя африканского королевства Моси. Первые городские кварталы возникли вблизи дворца. С приходом французских колонизаторов строительного бума здесь не произошло — основные усилия европейцы сосредоточили на Кот-д’Ивуаре, рассматривая Верхнюю Вольту, как называлась тогда страна, в качестве довеска к другим своим западноафриканским владениям.
Центр современного, построенного словно по линеечке города — суетливая Площадь Объединенных Наций с возвышающимся посередине глобусом. От него расходится пятерка авеню, на которых расположены мечети (Буркина-Фасо преимущественно мусульманская страна), католический собор из красного кирпича, магазины и офисы, гостиницы и кафе. Сейчас южная часть Уагадугу переживает второе рождение. Старые районы безжалостно утюжат бульдозерами, людей переселяют, а на месте обветшалых зданий и стихийных рынков планируют возвести резидентские кварталы и чуть ли не африканский Уолл-Стрит.
Пока же главное туристическое место здесь — Национальный музей с традиционными зданиями, экспозицией всевозможных изваяний, масок, родовых статуй и костюмов. Все это наглядно показывает особенности многочисленных этнических групп. В расположенном по соседству Музее музыки выставлены тамбуры, флейты, ксилофоны, арфы, привезенные из разных концов страны, а также забавные кастаньеты для ног. Все информационные таблички — на французском, так что англоговорящим придется трудно — что, конечно же, ничуть не умаляет ценность музейных коллекций.
Вообще, Уагадугу считается одним из культурных центров Западной Африки. Безусловно, не только, и не столько благодаря городским музеям, а потому, что каждые два года здесь проходит едва ли не самый главный кинофестиваль континента FESPACO. В следующий, юбилейный 25-й, раз он состоится в конце февраля 2017 года. Во время биеннале в местном Доме кино проходят показы документальных и художественных африканских фильмов (в том числе сериальной продукции Нолливуда — “нигерийского Голливуда”), лекции и семинары, воркшопы и конференции.
Визит в Уагадугу — как правило, отсюда начинается любое путешествие по Буркина-Фасо — имеет смысл приурочить к концу недели. Просто потому, что по пятницам ровно в 7:15 на площади перед дворцом Моро-Наба, где и сегодня живет вождь племени моси Нааба Баонго II (уже не имеющий, впрочем, никакой реальной власти), проходит любопытная церемония “Ложный отъезд императора”. Длится она около часа, посещать ее туристам не возбраняется, а вот фотографии, увы, запрещены. Рано поутру на поляне собираются все “сливки общества” моси — приближенные правителя, его министры и почетные гости. Под глухой стук барабанов появляется король Моро-Наба. Он облачен в ниспадающие красные одежды, что символизирует войну, и ведет под уздцы лошадь в пышной сбруе. После выстрела из старой французской пушки старейшины племени выражают монарху свое почтение — и он удаляется. Но вскоре появляется вновь, уже в белых одеждах — это, в свою очередь, демонстрирует его мирные намерения. Затем слуги вождя угощают всех посетителей похожим на медовуху пивом из проса и горьковатым варевом из орехов кола. После этого монарх дает короткие аудиенции, ставит свою подпись на бумагах и вершит суд.
В чем смысл этого действа? По преданию, как-то давно злопыхатели из соседнего королевства украли у тогдашнего Моро-Наба священный фетиш. Из-за этого должна была разразиться война — но все удалось уладить в последнюю минуту: благодаря хитрости королевских министров, сумевших вернуть объект поклонения обратно.
В деревню, в глушь
Непреложное правило путешествующих по Черному континенту гласит: хочешь познать настоящую Африку — уезжай из крупных городов, как правило, дорогих, суетливых, а иногда и опасных. Уагадугу — даром, что это родной дом для более чем полутора миллионов человек — приятное, хоть и не стопроцентное исключение. Но и здесь не стоит задерживаться слишком долго: куда интереснее побродить по второму по значимости городу страны, расслабленному, как и сами буркинабе, Бобо-Диулассо.
Его старая часть Кибидве — малолюдный квартал с глинобитными домами и возвышающимися во дворах тотемами фаллической формы с прилипшим куриным пухом. Это свидетельство недавних жертвоприношений и наглядное доказательство того, что хотя почти 90 процентов населения исповедуют ислам, а оставшаяся часть — христианство различных толков, практически все буркинабе являются анимистами. Жители Кибидве занимаются традиционными ремеслами, и потому, гуляя по кривым улочкам, можно увидеть работающих в поте лица скорняков, горшечников, ткачей и кузнецов, изготавливающих нетипичные для Буркина-Фасо бронзовые статуэтки.
Неподалеку возвышается возведенная в 1893 году Большая мечеть. Это замечательный образчик сахельской архитектуры — зодчества полупустынного края Сахары. У нас подобные здания называются саманными. На Западе же строения из смеси глины с пальмовой стружкой, ветками деревьев и соломой именуют адоба или банко. Дожди не часто балуют местные края, а жарко тут почти всегда — и только толстые глинобитные стены даруют блаженную прохладу в испепеляющий зной. Если осадки все-таки случаются, такие постройки могут расползтись и оплыть, как свечи. Из-за этого их довольно часто приходится реставрировать. Это делают сами прихожане — при работе они используют самодельные лестницы и торчащие из стен распорки.
Буркина-Фасо — страна не большая, но ее территория располагается в нескольких климатических зонах. На засушливом севере — тропическая саванна сахель и пустыня с мечетями из банко, песчаные дюны и проводимый по четвергам в деревушке Гором-Гором рынок, где можно купить как овец, коз и верблюдов, так и изделия из кожи и серебра, которые мастерят туареги. В центре страны — крупнейшие города, национальные парки и заповедники. Последние, впрочем, впечатляют меньше, чем природоохранные уголки Восточной и Южной Африки. В городке Банфора на юго-западе страны можно взять напрокат велосипед или скутер — для осмотра деревенских окрестностей.
По причине отсутствия других европейцев во время вело- или мотопутешествий легко почувствовать себя заезжей звездой. Повсюду за вами следуют ватаги восхищенных босоногих ребятишек — они кричат “тубабу, тубабу”, то есть белый. Стирающие белье и толкущие в ступах просо женщины отвлекаются от дел, смеются и машут руками. И даже погруженные в думы мужчины нет-нет, да и встают со своих самодельных табуреток, подходят поприветствовать и перекинуться парой слов. Непременный атрибут деревень Буркина-Фасо — зернохранилища. Они расположены в центре селения (как бы под защитой его жителей) и напоминают пузатые грибы из соломы и глины с соломенными шляпками. Как правило, они водружены на сваи — чтобы уберечь припасы от грызунов и воды во время сезона дождей. Нередко зернохранилища выглядят куда презентабельнее самих хижин.
В получасе езды от Банфоры находятся небольшие, но живописные водопады Карфигуэла и гранитные холмы (местные называют их “куполами”) Фабедугу. Для того чтобы забраться на них, специальных навыков или экипировки не требуется — возвышенности покаты и шершавы, так что стать “царем горы” можно без особых усилий. Сверху видны подступающие почти вплотную к “куполам” изумрудные поля с громадными поливочными системами — это сахарный тростник, одна из главных составляющих экспорта страны. А похожие на окаменевший хребет дикобраза пики Синду и вовсе переносят тебя куда-то далеко, за пределы планеты Земля. Для того чтобы почувствовать себя главным героем фильма “Марсианин”, сюда лучше приезжать на пару дней — с палаткой, запасом воды и провианта. Однако в отличие от брошенного на Красной планете астронавта, спасать вас здесь не от чего, да и до “цивилизации” рукой подать. Что отнюдь не умаляет восторга от пребывания в этом сказочном месте.
Как добраться: рейсы Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле. Время в пути — от 11 часов с ожиданием.
Сезон: с ноября по март
Валюта: африканский франк или франк КФА, жестко привязан к евро. Один евро = 656 франка КФА
Виза: Ближайшее консульство Буркина-Фасо находится в Хельсинки. Подробную информацию можно найти здесь.
Ночь в гестхаусе: от 15 евро
Билет в музей: один-два евро
Простое блюдо в недорогом кафе, а также стрит-фуд: от двух евро
Проезд на коллективном такси (с другими пассажирами): пол-евро
Проезд на автобусе или пикапе (буш-такси): около двух евро за каждые 100 километров
Проезд на поезде из Уагадугу до Банфоры: в районе 12 евро
Прокат скутера, в день: от семи евро
Прока джипа, в день: от 80 евро
Источник: GEO