Путешествие, о котором забыли: как иранский шах в 1972 году в Эстонии яблоки ел и раздавал золотые монеты
(1)Визит президента Финляндии Кекконена придал многих жителям Эстонии веру в светлое будущее и уверенность в сохранении национального сознания. Приезд же иранского главы Мохаммеда Пехлеви был важен не столько для народа, сколько для советского руководства с политической, экономической и военной точки зрения. Советская власть стремилась сохранить конструктивные отношения с Ираном, чтобы избежать полного сближения шаха с США. В тот сложный период раздела сфер влияния Иран вполне мог стать очередной горячей точкой столкновения интересов двух великих держав, как это было во Вьетнаме или Корее. Поэтому визит иранского шаха в СССР оценивался как повод для сближения и налаживания отношений, что в итоге и получилось.
Как и сейчас, Иран выполнял в то время роль буферной зоны между Востоком и Западом. Но если во время шаха внешняя политика Ирана была больше ориентирована на США, то после революции 1979 года Исламская Республика Иран поменяла свою геополитическую стратегию и стала вести более тесное сотрудничество сначала с СССР, а в наши дни с Россией и Китаем.
Предпосылки для визита
После Второй мировой войны СССР, вопреки ранним соглашениям, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска на территории северо-западного Ирана (в провинции Иранский Азербайджан) до мая 1946 года. Красная Армия всяческим образом поддерживала местных коммунистов, а также поощряла призывы национальных меньшинств — курдов и азербайджанцев — к самоопределению и независимости.
После вывода советских войск дипломатические отношения СССР и Ирана сошли на нет. Особая напряженность между двумя страна чувствовалась после военного переворота в Иране в 1953 году, когда в результате тайного вмешательства США и Великобритании был свержен иранский премьер-министр Мохаммед Моссадык, а вся власть сосредоточилась в руках шаха. В 1959 году отношения СССР и Ирана висели на волоске, так как шах заключил с США военное соглашение, по которому Иран стал главным стратегическим партнером США в регионе Ближнего Востока и Средней Азии. Это событие было встречено крайне негативно в СССР, последовал целый ряд громких заявлений и направленная против иранского шаха пропаганда.
Налаживание отношений началось в начале 1960-ых годов, когда иранские власти решили сосредоточить свои внешнеполитические интересы не только на сближении с США, но и с другими ведущими державами. Сам шах стал выступать за более гибкую политику между Западом и Востоком.
В сентябре 1962 года правительство Ирана сделало официальное заявление, что не допустит размещения иностранных ракетных баз на своей территории, а также будет препятствовать использованию Ирана в качестве агрессивного инструмента против СССР. В следующем, 1963 году Иран подписал с Советским Союзом договор о сотрудничестве.
В октябре 1972 года — незадолго до прибытия шаха в Эстонию — в Москве было подписано новое соглашение о развитии экономического и технического сотрудничества между Ираном и Советским Союзом. Этот договор предусматривал участие СССР в развитии иранской нефтяной, нефтехимической и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве и эксплуатации электростанций. Кроме того, договор включал пункты по культурным связям между двумя странами. Приезд иранского шаха в 1972 году стал четвертым официальным визитом в СССР. Ранее глава Ирана посетил Советский Союз в 1956, 1965 и 1968 годах.
Приезд шаха
Иранская делегация во главе с шахом прибыла в Таллинн днем 13 октября 1972 года.
Кроме Мохаммеда Резы Пехлеви и его супруги в столицу советской Эстонии прилетели также министр иностранных дел Ирана Аббас Али Халатбали (казнен в результате Исламской революции в Иране 1979 года), глава военной академии Джафар Шафагат, посол Ирана в СССР М.Р.Амир Теймур, а также другие высокопоставленные члены иранского правительства.
Помимо иранской делегации в Таллинн приехал целый ряд партийных и государственных деятелей из Москвы и Ленинграда, в том числе Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Иране Владимир Ерофеев и Председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР Виталий Рубенис. Своих важных и знатных гостей в таллиннском аэропорту встречали: Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР Артур Вадер с супругой, председатель Совета Министров Эстонской ССР Вальтер Клаусон с супругой, член Бюро ЦК КПЭ Эдгар Тынурист, министр иностранных дел Эстонской ССР Арнольд Грен, а также 44-летний Арнольд Рюйтель, занимавший в то время пост заместителя председателя Совета Министров Эстонской ССР.
Прием был организован в лучших традициях советского времени. Гостей в аэропорту цветами встречали одетые в национальные костюмы девушки. 300 рабочих эстонских предприятий приветствовали делегацию флажками Ирана, СССР и ЭССР.
Шаха, его свиту и советских партийных деятелей из Москвы везли от аэропорта до центра Таллинна шесть новеньких “Чаек”, 24 “Волги” и три автобуса РАФ. Кортеж шаха сопровождал также почетный эскорт мотоциклистов. Все улицы города, по которым проезжали гости, были украшены плакатами на трех языках и флагами Ирана, Советского Союза и ЭССР.
Чету Пехлеви вместе с обслуживающим персоналом и переводчиком разместили в резиденции на улице Няйтусе (Выставочная) в Нымме. Остальные гости из Ирана и Москвы поселились в гостинице Виру.
Шуба и рояль в качестве подарка
Из резиденции в Нымме глава Ирана с супругой отправились в Кадриорг, где должна была пройти официальная встреча с главами ЭССР. По данным газеты “Голос Народа” (Rahva Hääl), в Кадриорге состоялась дружеская беседа шаха с Первым секретарем ЦК Компартии Эстонии Йоханессом Кябином и другими чиновниками. “С высокопоставленными гостями обсудили быстрое развитие сельского хозяйства и промышленности нашей Республики, расцвет культуры и искусства, которые были достигнуты в результате строительства коммунизма в большой семье братских народов СССР. Шах Мохаммед Реза Пехлеви сказал, что все, что он услышал, было ему очень интересно. Он пожелал народу Эстонии дальнейших успехов и достижений”, — написала газета “Голос Народа” на первой полосе.
После официального приема в Кадриорге супруга шаха Фарах Дива посетила рыболовецкий колхоз имени С. М. Кирова — там она осмотрела детский садик, где малыши устроили для почетной гостьи праздничный концерт. Императрице Ирана от работников колхоза была подарена шуба. Чуть позднее шаху и его супруге был в качестве подарка преподнесен также белый рояль “Эстония”. Глава Ирана, в свою очередь, подарил Артуру Вадеру серебряную коробку для сигар, а его супруге персидский ковер.
После посещения одного из самых мощных колхозов Эстонии, императрица отправилась на кондитерскую фабрику “Калев”, где особый интерес проявила к условиям труда женщин. В конце первого дня визита в советскую Эстонию супружеская чета Пехлеви посетила также электротехнический завод имени Калинина. Как ни странно, но для Ирана именно этот завод имел очень большое значение, так как после подписания в 1966 году договора об экономическом сотрудничестве с СССР, таллиннский электротехнический завод в числе немногих советских предприятий поставлял свою продукцию на иранский металлургический комбинат, который строился в то время в Исфахане (стройка закончилась в 1973 году).
Императорский ужин
Вечером того же дня в ресторане гостиницы Виру прошел торжественный ужин представителей советской стороны с правительством Ирана. В приветственной речи Артур Вадер поблагодарил присутствующих за визит в Эстонию и рассказал о достижениях республики за последние годы. Шах также выразил благодарность за прекрасный прием, сказав, что сохранит чудесные воспоминания об этой поездке. Кроме того, глава Ирана в своем выступлении высоко оценил развитие советско-иранских отношений и выразил надежду, что в дальнейшем сотрудничество Ирана и СССР станет еще более эффективным. В конце речи Мохаммед Реза Пехлеви пожелал народу Эстонии процветания и успехов.
В столичном архиве сохранилось меню ужина, которое дает представление о разнообразии блюд, представленных на столах: красная и черная икра, копченый лосось, всевозможные закуски и горячие блюда, пирожные и торты. Хотя алкоголя в меню не было, но, как писала тогда газета “Голос народа”, тосты следовали один за другим. Поэтому вполне возможно, что горячительные напитки все же были представлены на столах.
Танцы, песни и органная музыка
Во второй день визита гостям устроили экскурсию по Таллинну и познакомили со всеми достопримечательностями города. Сначала иранскую делегацию завезли в новый район Мустамяэ и музей под открытым небом в Рокк-аль-Маре, где представители Ирана посмотрели выступление танцевального ансамбля “Лейгарид”. Потом последовала пешая прогулка по Старому городу, органный концерт Рольфа Уусвяли в Домском соборе и представление таллиннского камерного хора в башне Кик-ин-де-Кек.
После обеда в правительственной резиденции программа продолжилась в Институте научных исследований земледелия и мелиорации в Саку. Гостям был показан научный фильм о выставке достижений ЭССР в области селекции и семеноводства, а также продемонстрирован показательный колхоз Саку с животноводческой фермой — одно из самых больших и механизированных хозяйств во всем Советском Союзе. Всю беседу с французского переводил работник Института Саку полиглот Фердинанд Кала.
День рождения императрицы Ирана
После просмотра фильма в одном из павильонов Института Саку перед иранской делегацией выступил духовой оркестр местной школы. Так как на эту дату, 14 октября, выпал день рождения Фарах Пехлеви, специально для императрицы была исполнена шотландская национальная песня “Auld Lang Syne”. Супруге шаха подарили корзину королевских белых лилий, которую она, однако, забыла в одном из залов Института.
В выставочном павильоне гостям предложили отведать местные яблоки. Но в целях безопасности, чтобы удостовериться, что яблоки не отравлены, сначала их попробовали местные жители из Саку.
Празднования по случаю дня рождения супруги шаха продолжились в Мустамяэ в ресторане Кянну Кукк. Первоначально планировалось, что ужин пройдет в ресторане Астория, но в Москве посчитали, что “подвального типа ресторан” не подходит для ужина такого уровня. По восточной традиции представитель шаха раздал обслуживающему персоналу золотые монеты, что вызвало шок у работников охраны. Сначала было решено изъять “ценные подарки” у советских служащих, но потом передумали и разрешили оставить подаренные золотые монеты с условием неразглашения информации.
Трехдневный визит закончился утром 15 октября, когда в 10 часов утра вся иранская делегация вылетела из Таллинна в Воронеж. После шаха ждали еще в Алма-Ате и Сочи.
Послесловие
После революции 1979 года шах был вынужден бежать из Ирана. Жил в изгнании в Египте, Марокко, на Багамах и в Мексике. Исламские власти Ирана требовали его выдачи. Когда здоровье Мохаммеда Резы Пехлеви ухудшилось, он отправился на лечение в США, что привело к международному кризису — в ноябре 1979 года было захвачено американское посольство в Иране. Свергнутый шах покинул США и перебрался в Панаму, а затем снова в Египет, где ему была оказана срочная медицинская помощь. Однако 27 июля 1980 года в возрасте 60 лет шах скончался. Похоронен в Каире.
Вдовствующей императрице Ирана, супруге шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, сейчас 80 лет. После изгнания из Ирана, вместе с мужем некоторое время жила в Египте и Марокко, а овдовев, переехала жить в США по личному приглашению президента Рональда Рейгана. В 2003 году написанная ею книга воспоминаний “Моя жизнь с шахом” стала международным бестселлером.